«Наш комитет считает, что вводить рецептурный отпуск таких препаратов не следует. Это только осложнит работу наших поликлиник и жизнь пожилых людей, которые являются основными потребителями таких препаратов, как корвалол, валокордин и другие. Это не сильнодействующие лекарства, даже за рубежом они продаются без рецепта. Мы уже нашли понимание в этом вопросе с Минздравом — вводить рецептурный отпуск спиртовых настоек не будут», — говорит академик РАМН, член Комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко.
Герасименко подчеркивает, что спиртовые настойки вообще не имеют никакого отношения к иркутской трагедии — в России не зафиксировано ни одного случая отравления или гибели от них. Тем временем в ответ на трагедию и различные предложения властей некоторые аптеки уже проявили инициативу и начали вводить ограничения на продажу таких настоек — не более двух в руки.
Не поддерживают депутаты Госдумы и введение акцизов на спиртосодержащие лекарства — это неминуемо приведет к росту цен на них, что опять-таки ударит прежде всего по карману стариков. Зато разумным считают переход, например, на выпуск таблетированных форм таких лекарств. «Таблетированные формы боярышника уже есть. Однако жидкие формы производятся специально для людей, которые не могут по тем или иным причинам употреблять таблетки», — говорит исполнительный директор российской Ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Впрочем, эксперты при этом отмечают, что 95% потребителей спиртовых настоек, таких как боярышник или пион, — вовсе не те, кто не может проглотить твердую таблетку, а обычные алкоголики...
В Комитете по охране здоровья Госдумы тем временем предлагают запретить продавать настойку боярышника через автоматы. А еще — вплотную заняться ситуацией с техническими жидкостями. Член комитета Александр Петров и вовсе предлагает запретить любые технические жидкости со спиртом в составе: «Современные технологии позволяют делать их абсолютно безалкогольными».
А вот Нелли Игнатьева выступает с совсем уж радикальным предложением — запретить использование названий лекарственных трав во всем, кроме лекарств. То есть слова «боярышник» или «череда» не должны присутствовать в наименованиях косметики, бытовой химии и пр. «Не забывайте, что люди отравились не боярышником, а метиловым спиртом», — подчеркивает она. И напоминает, что в 2008 году, когда пошли слухи, что вот-вот введут рецепты на корвалол и другие «сердечные капли», едва не начался социальный взрыв. Хотя врачи уже не раз говорили, что терапевтический эффект этих капель не доказан — на сердце они не оказывают никакого влияния, только успокаивают. «Но у пенсионеров нет денег на другие лекарства. И ничего другого мы им предложить не можем», — говорит Герасименко.