Как рассказали нам местные жители, средство для ванн «Боярышник» продавалось в городе в двух емкостях, как в стеклянных бутылках - «шкаликах», так и в пластмассовых, непрозрачных пузырях. Вес емкостей составлял 100 и 250 грамм.
Стоило средство в магазинах и киосках от 40 до 60 рублей, что сравнимо с проездом в маршрутке. На всех бутылках было написано: не для приема внутрь.
- Я видела эти бутылки рядом с морской солью для ванн и мылом в отделе бытовой химией. Потом заметила их в одном киоске, где продавали косметику, средство для снятия лака и лосьоны. Купить это «зелье» в Иркутске было несложно, - говорит жительница Иркутска Ирина, с которой мы списались в соцсетях.
-У меня муж работает в полиции, так они уже вторые сутки на ногах, - рассказывает Вера. - Муж домой с дежурства так и не вернулся. Они проверяют все камеры на теплотрассах, коллекторы магистральных сетей, подвалы, чердаки, где в зимнее время собираются лица без определенного места жительства. Ищут тех, кто мог пить этот «Боярышник». Муж рассказывал, что почти все, кого удалось найти, были в коме. Их тут же передавали медикам.
Читайте материал «Люди умирали мгновенно»: в Иркутске ввели ЧС из-за метилового «Боярышника»
Как удалось выяснить «МК», самому младшему из отравившихся было 35 лет. Среди тех, кто погиб и пострадал, есть и женщины.
Большинство тех, кто отравился средством для принятия ванн, жили в микрорайоне Ново-Ленино.
- Это один из самых старых микрорайонов Иркутска, - говорят местные жители. - Там очень много довоенных деревянных домов. Хотя в последние годы он стал активно застраиваться. Квартиры в новостройках покупают там в основном приезжие, цены на жилье в Ново-Ленино самые демократичные в городе.
Это место считается среди иркутян достаточно неблагополучным. По крайней мере, те, кто вынужден был там оставить сломанную машину, потом сильно жалели.
- В Ново-Ленино постоянно воруют и «разувают» автомобили. Там очень много бомжей. У моего тестя там гараж, зима еще только началась, а его гараж уже два раза вскрывали, из погреба выгребли все «закрутки», что были сделаны на год, - рассказывает житель Иркутска Анатолий.
Полицейские сейчас проводят рейды по магазинам и рынкам, где продается как спиртосодержащая продукция, так и бытовая химия.
-У меня - хозяйственный магазин, работаем без выходных, есть отдел и с лосьонами, так только сегодня к нам зашли три проверяющие группы. Там были и полицейские, и представители Роспотребнадзора. Даже работников Департамента развития предпринимательства и потребительского рынка на уши подняли. Еще раз напомнили нам об уголовной ответственности за продажу некачественной спиртосодержащей продукции. Интересно, почему раньше никто не устраивал подобные рейды? - говорит директор Галина. - Сколько людей можно было уберечь от этого «Боярышника»...
В пресс-службе ГУ МВД по Иркутской области нам в свою очередь сообщили, что участковые уполномоченные полиции сейчас совместно с администрацией округа и жилищными управляющими компаниями «проводят беседы о недопущении распития суррогатной продукции».
- Да, теперь все информационные доски в подъездах обклеены листовками, - рассказывает живущий в Ново-Ленино Иван. - И по квартирам ходят сотрудники из администрации и управляющих компаний, рассказывают об опасности отравления. От нас, например, только что ушли дамы из территориального общественного самоуправления. На первом этаже у нас живет неблагополучная семья. Так они уже так устали от визитеров, что к двери пришпилили листок: «Все живы! Суррогата не пьем!»
Комментарии экспертов
Токсиколог Иван Митин: «Из всех спиртов метиловый - самый опасный для человека. Он во многом сходен с этиловым спиртом. Метанол в качестве растворителя обычно используют в химической и лакокрасочной промышленности. Применять же его в качестве аналога в пищевой и ликероводочной отрасли ни в коем случае нельзя. Метанол очень токсичен. Признаки отравления появляются от его приема внутрь уже в количестве 10 мл, смертельная доза - 25-100 мл.
В составе настойки метиловый спирт, конечно, не отличишь от этилового. Состояние пострадавших в Иркутске будет зависеть от дозы употребленного метилового спирта, и от того, как скоро они попали в стационар после отравления. Сейчас трудно сказать, скольким из них удастся избежать летального исхода. Все будет зависеть от интоксикации организма и метаболических нарушений.
Им предстоит антидотная терапия, детоксикационная терапия с применением даже искусственной почки.
Надо заметить, что отравление метиловым спиртом у выживших часто заканчивается частичной или полной потерей зрения».
Руководитель проекта «Трезвая Россия», член Общественной палаты Султан Султанович Хамзаев: «То, что произошло в Иркутске — это чудовищный случай, своего рода социальная атомная бомба. Мы видим, что та проблема, о которой разумные экспертные группы предупреждали и Минздрав, и «Росалкогольрегулирование», и правительство в частности, к сожалению, не были вовремя услышаны. Сейчас, конечно, все начнут вынуждено действовать, наводить порядок. десятки людей умерли, еще более 40 находятся в больнице, из которых половина - в критическом состоянии.
Когда мы поднимали этот вопрос перед «Росалкогольрегулированием», нам рассмеялись в лицо, сказали, что такой проблемы нет...
Я бы вообще сравнил эту настойку с жидким «спайсом». Я не говорю про продавцов, к ним должна быть применена уголовная ответственность. Людей убили, те, кто произвели это зелье — в том числе. Нужна реформа наркологической службы в стране.
Кто пьет этот «Боярышник»? Мы же прекрасно понимаем, что это люди, которые находятся в тяжелой форме зависимости. Пьют из-за доступности. Ни для кого не секрет, что это заведомо мошенническая схема, для того чтобы обойти ценовые ограничения.
Производители якобы фармацевтических препаратов спровоцировали настоящую погоню за суррогатными спиртосодержащими настойками. Никто не снимает ответственности и с муниципалитетов. Вы только подумайте, на сегодняшний день 30% нелегального алкогольного рынка составляют различные настойки!»
Дмитрий Добров, председатель Союза производителей алкогольной продукции:
— На отечественном рынке существуют два вида нелегального алкоголя. Во-первых, это нелегальная водка, продаваемая без акциза. Она также делится на два вида: подделки под брендированный товар и «абэвэгэдэйка» — тот же разбавленный спирт, но без узнаваемой этикетки. Во-вторых, спиртосодержащие жидкости, применяемые в химии и медицине.
Государство в 2013–2014 годах резко повысило ставку акцизов на легальный алкоголь — более чем в два раза. Такое резкое повышение и последовавший за ним рост цен привели к расширению нелегального рынка и росту потребления суррогатов медицинского и бытового назначения, на которые ЕГАИС не распространяется. Да, магазины перестали торговать алкоголем после 23.00 и отпускать горячительные напитки молодежи до 18 лет. Но купить препараты, официально не попадающие под такой статус, можно в любое время.
Конечно, существует необходимость усиления контроля над схемой распространения спиртосодержащей субстанции «производитель — оптовик — розница». Однако полностью калькулировать ее на первых этапах не получится. Тем не менее попытаться сделать это необходимо.