До 2013 года средства ОМС покрывали лишь от 40 до 60% медпомощи, которая предоставляется россиянам по полису обязательного медстрахования. Остальное государство оплачивало из бюджета. Сегодня ситуация кардинально изменилась — уже почти все, что делается в больницах и поликлиниках, финансируется через систему ОМС. В нее включили и скорую помощь, и большинство видов высокотехнологической диагностики и лечения. Бюджетные же деньги главным образом идут на содержание зданий медицинских учреждений, их переоснащение.
Хороша новая система или плоха — единого мнения у экспертов пока нет. Одни говорят о том, что получить помощь теперь стало сложнее, другие — что, напротив, проще. Однако пациентам следует понимать, что теперь лечение они фактически оплачивают самостоятельно — каждый месяц платя взносы в Фонд ОМС. Это не совсем платная, но уже очень близкая к страховой модели медицина. А в такой ситуации пациент имеет полное право требовать, чтобы положенные по программе медицинские услуги оказывались ему без дополнительной оплаты — и в установленный законом срок. Увы, в последнее время редкое медицинское учреждение не пытается нас с этим обмануть.
Право выбирать
Сегодня закон предусматривает много полезных для пациентов вещей. Например, право выбора врача. Да, реализовать его на практике не так-то просто — но оно есть. Или вот право выбора поликлиники. Здесь все гораздо проще — в большинстве случаев достаточно лишь прийти и написать заявление о прикреплении. Но! Поликлиника может отказать, если, допустим, лимит прикрепленных переполнен (и это — уважительная причина). С другой стороны, сегодня поликлиники борются за пациента — ведь чем больше прикрепленных, тем больше денег им перечисляют из Фонда ОМС.
Кроме того, нужно учитывать, если эта амбулатория находится не в вашем районе, то не рассчитывайте на то, что к вам будет ходить врач по вызову на дом. Менять поликлинику по закону можно раз в год.
Выбирать можно и страховую медицинскую организацию (СМО), которая выдает полис. В последнее время народ начал в этом разбираться. «Конкуренция среди СМО сегодня очень жесткая, и люди начали выбирать. Сегодня от 30 до 60% обращений пациентов в страховые компании связаны с заменой СМО. Человек перестал быть крепостным в системе ОМС», — говорит кандидат фармакологических наук Сергей Плехов.
На что жалуемся?
Если говорить о жалобах народа на предмет оказания им медицинской помощи в том или ином государственном учреждении, то в последнее время они чаще всего связаны с попытками этих учреждений навязать им платные услуги. «Самое страшное, что мы сейчас фиксируем, — это вывод пациентов на платные услуги», — говорит другой эксперт Александр Трошин.
Например, недавно в соцсетях активно жаловались родители, чьи дети прикреплены к столичной поликлинике №15. Нежданно-негаданно с них стали требовать по 800 рублей за справку в бассейн — хотя еще недавно давали ее совершенно бесплатно. Родителям объяснили: мол, страховая компания исключила оформление такой справки из списка бесплатных медуслуг! Какая компания? Ведь у пациентов они разные! К тому же ни одна страховая компания не может исключить из этого списка то, что гарантируется государством бесплатно. Документов, подтверждающий сей факт, родителям не предоставили. Дальнейшее расследование показало, что администрация поликлиники воспользовалась тем, что пункта «оформление справки» больше нет в столичной программе госгарантий оказания медпомощи в разделе «Медицинские осмотры детей в целях получения разрешения для занятий физической культурой и спортом». При этом анализы и осмотры, необходимые для выдачи такой справки, в эту программу входят. Иными словами, деньги требуют просто за бумажку!
Очень распространенная ситуация: человеку срочно требуется проведение высокотехнологичной диагностики, например МРТ. Но врач говорит: к сожалению, у нас очень большая очередь и, если вы хотите получить такую диагностику бесплатно, придется подождать пару-тройку месяцев, а то и полгода. А платно — пожалуйста, хоть сейчас. «Это обман и грубое нарушение со стороны медицинской организации! Если они могут сегодня, но за деньги, значит, возможность оказания этой услуги у них все же есть. Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены предельные сроки оказания медицинской помощи, невыполнение которых медицинской организацией является прямым нарушением прав граждан», — говорит Сергей Плехов.
К сожалению, далеко не все из нас знакомы с этими сроками. Специально для наших читателей мы публикуем информацию о максимальных сроках предоставления наиболее популярных медицинских услуг по ОМС, которые установлены в 2016 году.
До судов доходит редко
Что делать, если вам предлагают подождать с приемом врача или с анализами дольше, чем предусмотрено законом? Немедленно звонить в свою страховую медицинскую организацию, телефон которой указан на вашем полисе ОМС. «Таких случаев сегодня — море. Однако после обращения в СМО вопросы очень быстро решаются. Поликлиники не хотят проблем — они тут же находят возможность для проведения диагностики или лечения в рамках полисов ОМС в установленные законом сроки», — отмечает Плехов.
И это неудивительно — сегодня за разного рода нарушения в сфере ОМС для лечебно-профилактических учреждений законодательством установлены довольно суровые штрафы.
Случается, что поликлиника в силу каких-то уважительных причин не может оказать медуслуги в срок. Допустим, сломался компьютерный томограф, уволился врач. Однако в этом случае она обязана организовать их проведение в другом лечебно-профилактическом учреждении. Мало того, если пациент пострадал в силу того, что та или иная диагностика или консультация ему не были предоставлены в срок, он может обратиться в ту же СМО, где его случаем совершенно бесплатно займутся юристы. «Но до судов с лечебно-профилактическими учреждениями дело доходит крайне редко, — продолжает Плехов. — Если к делу подключаются страховые компании, тут же находятся и аппараты, и врачи. Жаль только, что люди плохо знают свои права, а потому не всегда могут понять, когда их пытаются обмануть, развести на деньги».
Например, мало кто знает о том, что если пациенту необходима госпитализация, врач обязан предложить ему 2–3 стационара на выбор. Другой вопрос, что этого не делает практически ни один врач.
Все, что делают пациенту в стационаре, должно делаться бесплатно (включая препараты). Правда, с одной оговоркой — если методы лечения и препараты упомянуты в программе госгарантий оказания медпомощи.
Но что делать пациенту, который, поверив врачам, взял да и заплатил за то или иное исследование или лечение, которое по закону ему должны были оказать бесплатно? Тут, увы, очень многое зависит от того, подписал ли он информированное согласие, где говорится о том, что он, мол, знает, что ему могут сделать то же самое задаром, однако он не против получить это за деньги. К сожалению, людей очень часто вынуждают подписывать такие бумажки — и тут уже ничего поделать будет нельзя. Однако если такого документа нет — поликлиника или больница обязана вернуть деньги. И чаще всего делает это в досудебном порядке.
«Скорая» по полису
Вправе ли требовать полис ОМС «скорая помощь»? Теоретически — да. Однако на основании отсутствия этого документа, конечно, никто не откажется оказывать экстренную медпомощь. И все же нужно понимать, что каждый случай оказанной «скорой помощи» теперь тоже оплачивается через систему ОМС — и если врачи не смогут подтвердить его документально, в финансировании им могут отказать.
Еще одно недавнее нововведение — полис ОМС больше не зависит от прописки гражданина РФ. И получить его можно в любом регионе. К примеру, житель Подмосковья имеет право оформить себе московский полис.
Кстати, в следующем году в системе ОМС в Москве будет работать больше учреждений. В этом году помощь по полису обязательного медстрахования можно получить в 412 медорганизациях города. На следующий год — уже в 448. Столько заявок подано на участие в системе ОМС Москвы на 2017 год.
По данным Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, прием заявок от медицинских учреждений на участие в системе ОМС Москвы в 2017 году закончился. Заявки подали 211 медорганизаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, 94 медорганизации, подчиненные различным государственным ведомствам, и 153 частные клиники.
По мнению директора МГФОМС Владимира Зеленского, рост числа желающих работать в системе ОМС Москвы объясняется тем, что в непростых экономических условиях страны ОМС стала самым крупным покупателем медицинских услуг на рынке. Основное право застрахованного — это право на выбор медорганизации. Чем больше конкуренция на рынке, тем выше должно становиться качество.
Опрос ВЦИОМ, проведенный среди 1200 респондентов 31 августа — 3 сентября 2016 года, показал: каждый второй россиянин считает, что защитой прав пациентов, получающих услуги по полисам ОМС, должны заниматься страховые компании.
Согласно данным опроса о применении системы обязательного медицинского страхования в стране, в топ-3 проблем российского здравоохранения вошли недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (47%), неполная оснащенность больниц современным оборудованием (39%) и недостаточные объемы финансирования отрасли в целом (30%). Реже всего в числе острых проблем участники опроса говорили о неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС (5%).
О наличии персонального опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 77% участников опроса. За последний год медицинскую помощь по ОМС получили более половины (57%). Чаще других данной услугой пользуются женщины и респонденты с плохим материальным положением. 18% респондентов никогда не обращались в медучреждения по полису обязательного страхования.
О своих правах как пациентов в той или иной степени осведомлены три четверти наших сограждан (77%), в том числе хорошо знакомы 14% и 63% имеют общее представление. Среди активных пользователей полисов ОМС доля осведомленных заметно выше, чем среди тех, кто страховку пока не использовал (80% против 69% соответственно). Треть опрошенных (35%) лично или на примере близких сталкивалась с врачебными ошибками: каждый седьмой обратился в страховую компанию с жалобой на некачественно оказанную услугу, тогда как 30% предпочли этого не делать.
Половина респондентов (50%) считает верным, что именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна отвечать за защиту прав пациентов. Такое мнение разделяет большинство как среди тех, кто применяет полис ОМС, так и среди тех, кто его не использует или заявляет о его отсутствии. 16% возлагают ответственность на федеральное Министерство здравоохранения и 10% — на региональное, на самих пациентов — 4%.
МАКСИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
— оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, помощи в рамках программы ОМС (за исключением высокотехнологичной, оказываемой по квотам) — не более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию;
— прием врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми — не более 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
— консультации врачей-специалистов — не более 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
— диагностические инструментальные (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторные исследования при оказании первичной медико-санитарной помощи — не более 14 календарных дней со дня назначения;
— компьютерная томография (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансная томография и ангиография при оказании первичной медико-санитарной помощи — не более 30 календарных дней со дня назначения.
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме — не более 20 минут с момента ее вызова.