На то, что во время работы врачам приходится ставить рекорды скорости, медики жаловались не раз. При этом для чиновников претензии людей в белых халатах выглядят скорее как каприз: сколько можно все увеличивать и увеличить время приема? Вроде бы только в прошлом году Минздрав пошел врачам навстречу: терапевтам и педиатрам время увеличили до 15 минут, а неврологам и акушер-гинекологам — до 22 минут. И вот теперь новые жалобы. Чего медикам не хватает на этот раз?
- Пересчет времени — это серьезная большая работа, - рассказывает президент Лиги пациентов Александр Саверский. - По сути, он должен производиться, когда вводится любое новое требование: например, электронная история болезни. Если время приема при этом не увеличивать, то уменьшается то время, которое терапевт непосредственно тратит на больного. Или, например, когда ввели новый порядок приема пациентов: визит к специалистам только через участкового терапевта. Кто-то посчитал, что нагрузка на терапевтов увеличилась, и им нужно больше времени? Нет. При этом дело ведь не только в ограничении по времени: в поликлиниках просто не хватает врачей.
По словам Саверского, факторов настолько много, что посчитать навскидку, насколько нужно увеличить время приема, чтобы это реально решило проблему — невозможно.
- Должен быть отдел, который будет специально мониторить изменения в работе врача и тогда уже добавлять или отнимать время. Это зависит буквально от всего: появились новые таблетки, врач должен узнать о них, учесть в своей работе, записать и так далее. Парктически любое нововедение сказывается на времени работы. Я сомневаюсь, что у нас кто-то занимается таким контролем.
При этом Саверский отметил, что ориентироваться на те 12 минут, которыми располагали врачи в СССР, просто нельзя.
- Да, год назад врачи так же пожаловались, и власти решили увеличить время на три минутки. Эти три минуты мог сожрать любой введенный фактор, да хоть работа с программами на компьютере. Многие врачи жалуются, что компьютеры плохо работают, виснут. Это же тоже сильно сказывается на времени приема. Я общаюсь со специалистами из регионов — там никто не пересчитывает, сколько врачу нужно для приема. Таких корректив не было уже 40 лет.
Сложно сказать, как на этот раз пересчитают время и пересчитают ли его вовсе: некоторые эксперты, например, придерживаются мнения, что врачам достаточно и 10 минут для работы, а остальное — непозволительная роскошь. Но если терапевт, сжав зубы и ставя рекорды, может еще как-нибудь успеть в 15 минут, одарив пациента беглым взглядом, то педиатрам намного сложнее : дети редко одеваются и раздеваются по команде, иногда и плачут, а мамы грудничков всегда задают много вопросов, не ответить на которые нельзя.
- Для нас такое отпущенное время — катастрофа, - говорит педиатр, врач высшей категории Юлия Андронникова, - Наш задача — не быстро лечить, а сделать человека здоровым. Для этого нужно подумать, плюс заполнить документацию, а у нас даже не это возможности нет.
Как нам рассказала Юлия, за 15 минут врач должен успеть осмотреть ребенка (послушать и взвесить), опросить мать, назначить лечение, заполнить документацию, выписать рецепты и дать советы по образу жизни. А это уже немного больше, чем 10 или даже 15 минут. При этом все скорость приема зависит даже от времени года: зимой процедура «одеть-раздеть» ребенка занимает на пару минут больше.
- В идеале, на первичный прием нужно минимум 40 минут, а для вторичного — 30. Но, конечно, я понимаю, что столько никто не прибавит. Я как врач буду рада, если прибавят хотя бы 5 минут. Может, за это время получится задать маме дополнительные вопросы, поговорить об особенностях режима и питания. Сейчас осмотр ведется на автомате, а заниматься реальным лечением и профилактикой в такой короткий срок нереально.