Площадкой для такого природного «эксперимента» стала деревня Акатово Егорьевского района. Еще в январе здесь был зарегистрирован случай нападения лисы на собаку. Животные подрались, а спустя неделю домашнее животное погибло. Лабораторный анализ подтвердил бешенство.
Позже на соседнем подворье владелец небольшого птичника заметил, что с его курами творится что-то неладное. По его словам, однажды после прогулки домой не вернулись несколько кур, а петух пришел весь пощипанный. Соседи утверждали, что птиц гоняли по дороге какие-то собаки. Через некоторое время петух начал проявлять агрессию и к своему гарему, и к собственному хозяину. Он до смерти заклевал трех кур, причем одной он практически размозжил своим клювом череп, а когда начал петушиться при виде хозяина, тот решил его отправить в суп. Мужчина выпотрошил птицу, опалил и готовился отправить в духовку, когда ему неожиданно пришла мысль сдать тушку на анализ в ветеринарную лабораторию. А вдруг мясо чем-то заражено? Владелец птичника доставил патологический материал на исследование в ветеринарную лабораторию ГУВ МО «Егорьевская райСББЖ», и результаты исследований поразили и специалистов, и самого хозяина — птичье бешенство.
По словам начальника Егорьевской районной станции по борьбе с болезнями животных Владимира Смирнова, владельцу петуха очень повезло — он вовремя спохватился. Если бы мужчина съел мясо убитой птицы, то вполне мог заразиться. Впрочем, вероятность заражения достаточно высока и тогда, когда человек просто разделывает тушку убитой птицы или животного. Вирус может попасть в организм через микротрещины на пальцах. Поэтому фермера на всякий случай отправили на вакцинацию, а тушки всех девятерых оставшихся в его хозяйстве кур пришлось сжечь. После чего ветеринары провели полную дезинфекцию подсобного двора.
«Восприимчивость птиц к бешенству изучалась в экспериментальных условиях, — объяснили «МК» на Егорьевской станции по борьбе с болезнями. — Она была подтверждена, но никто всерьез не опасался, что куры или гуси в деревнях могут заразиться этой болезнью».
Как сообщил «МК» главный детский рабиолог министерства здравоохранения Московской области Виктор Тарасов, источником заражения для петуха не обязательно могли явиться лисица или собака. Ею могла стать даже крыса, забежавшая в курятник. Когда больное животное прокусывает чью-то живую плоть, вирус проникает в здоровый организм через раневую поверхность. Инкубационный период у петуха мог продлиться до 9 дней, после чего он начал нападать на кур. У птиц слюнных желез нет, поэтому передать вирус через клевание и таким образом заразить кур и человека больной петух не мог. Однако источником опасности стала тушка птицы, которую хозяин разделывал голыми руками.
Врач-рабиолог Санкт-Петербургского антирабического центра Ирина Антипина рассказала «МК», что в истории медицины бывали случаи, когда хищные птицы становились переносчиками опасного вируса. Оказывается, после того как сокол или ястреб расклюет тушку животного, болевшего бешенством, у него на клюве еще примерно трое суток «живет» этот вирус. С домашней птицей такого не может произойти, поскольку она не клюет мясо. Однако ни одно хозяйство не застраховано от нападений на поголовье уток, кур и гусей бешеных животных. Вакцинация птиц для любого частного хозяйства — дело слишком дорогое. А вот распыление в курятниках антирабических средств могло бы быть весьма эффективным. Во всяком случае, в советское время, когда рабиологи распыляли антирабические средства в лесах, случаев заражения бешенством среди диких животных было гораздо меньше.