- 80% законодательных инициатив, принятых Госдумой применительно к детям, оставшимся без попечения родителей, появились в сотрудничестве с НКО, благотворительными фондами, ассоциациями выпускников детдомов и т.д. – то есть, в тесной связке с общественностью. Во-первых, серьезно упрощены различные юридические и формальные процедуры, предшествующие усыновлению, облегчена процедура приема в семью. Для тех, кто берет второго или последующего ребенка больше не требуется оформлять полный пакет документов, как это было ранее. Больше не нужно справок о соответствии помещении санитарно-техническим нормам, которые было очень непросто получить. Отменена ежемесячная отчетность, требующая утомительного сбора чеков и т.д. - осталась только ежегодная. Срок сбора документов продлен с 3 месяцев до полугода – за прежний срок люди просто не успевали собрать все справки. Сокращен перечень заболеваний, недопустимых у приемных родителей – раньше были, к примеру, ситуации, когда, к примеру, бабушка с гипертонией и второй группой инвалидности не могла взять к себе внука, родители которого были лишены родительских прав, и ребенок при живой и любящей близкой родственнице попадал в детдом. А срок вступления в силу решения суда, одобряющего усыновление, сокращен с 30 до 10 дней – этот месяц не был так уж принципиален, но являлся дополнительным стрессом для ребенка, который уже формально обрел новых родителей, но был вынужден ждать лишние недели до воссоединения с ними.
Закреплено право на бесплатное высокотехнологичной медицинской помощи – в том числе и лечение за границей. Как остающимся в детдоме, так и устроенным в семьи детям гарантирован ежегодный комплекс углубленной диспансеризации – раньше это касалось только детдомовцев. При этом Минздрав должен будет утвердить порядок предоставление сведений о здоровье детей, оказание всех видов необходимой помощи и контроль.
Мы пересматриваем статьи семейного кодекса, где говорится о лишении родительских прав и изъятия детей из семей – нормы нечетки, в них есть субъективность. Отслеживание возникновения неблагополучия в семьях, порождающие появление новых сирот, налажено на самых низовых уровнях – даже в женских консультациях с будущими роженицами сразу начинает работать психолог и соцслужба – как только возникает подозрение на желание отказаться от ребенка. На согласовании в Минюсте находится проект, согласно которому во всех учреждениях, где содержатся дети-сироты, воспитание будет в формате семейных разновозрастных групп – до 8 детей разного возраста, с двумя-тремя жестко закрепленными за ними воспитателями. Это, конечно, не семья, но максимально приближено к ней, насколько это возможно. Старшие дети заботятся о младших, возникает эффект привязанности к конкретному человеку, а не к бесконечной череде персонала детдома.
«МК» попросил Баталину озвучить конкретные цифры – даные по тем детям, кого, как известно, усыновляют неохотно: инвалидам, а также сиротам среднего и старшего возраста?
- Данных по 2013 году пока нет – она появится после того, как будет подготовлена так называемая форма статистического наблюдения, ответила она. - До конца января эта форма заполняется и формируется в регионах, потом поступит в Минобрнауки, и в середине марта эти сведения будут получены. Но, несмотря на непростое отношение российских граждан к вопросам международного усыновления, я хочу напомнить, что только одна страна (США) была исключена из списка стран, куда разрешено усыновление - в связи с отсутствием гарантии в вопросах проживания и здоровья детей. В другие страны (их более 20) усыновление сохраняется.
Справка «МК». Согласно исследованию отношения россиян к иностранному усыновлению наших сирот, проведенному Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной ситуации, то 24% опрошенных негативно настроены к международному усыновлению, а 11% - положительно и даже считают, что передача детей иностранцам не только возможна, но и желательно в силу деградации российского населения. При этом сами готовы взять ребенка из детдома или хотя бы думают на эту тему примерно 16% респондентов.