— Какие главные проблемы современной школы, с вашей точки зрения, требуют скорейшего решения?
— В целом по стране проблема старения кадров и нежелания выпускников педвузов идти в школы — острая. Причин, по которым молодой учитель не идет в школу, много: от банальных финансов до своего рода боязни перед ответственностью и слабого понимания самой сути, если так можно выразиться, философии работы учителя в принципе. Я считаю, что нужно сформировать серьезную систему интернатуры, при которой будущий учитель перед получением диплома станет отрабатывать в школе существенное время по полной программе. Да, школьная практика у студентов педвузов существует и сейчас, но она ограничена.
Что касается бумажной работы — это как раз самая неприятная часть деятельности учителя, отрывающая его от непосредственной задачи — нести детям знания. Она отнимает у него все свободное время, которое нужно и для подготовки к завтрашним урокам, и для самосовершенствования, и для банального отдыха, наконец. Написание многочисленных отчетов и дублирование их для чиновников разного уровня продлевает рабочий день порой до 9–10 вечера — это же ненормально!
— Как найти подход к современному школьнику? Как понять его, «настроиться на его волну»?
— Такой вопрос вечен и задается с того дня, как появилась школа в принципе. Сегодня он особенно актуален, поскольку школа уже не является единственным источником знаний, и учитель должен действительно «поймать волну», уметь помогать ребенку разбираться в информационном море, систематизировать его. Плюс педагог должен быть «в тренде»: если сидят, к примеру, все школьники в соцсетях — учитель тоже должен уметь там общаться, чтобы как минимум знать, как это работает, как и какая там распространяется информация и пр.
— Что вы думаете об усилении «национального вопроса» в школах в последнее время за счет детей мигрантов?
— В США, как известно, гражданство дают после весьма непростого экзамена по истории государства — это является критерием того, что человек желает ассимилироваться и стать настоящим гражданином страны, а не просто приехал получить какие-то блага и жить в сообществе формата «государство в государстве». Поэтому очевидно, что знание языка и уважение коренной культуры — необходимо. Говоря о школе и детях иностранных мигрантов, надо отметить, что способы решения проблемы существуют, и они вполне работоспособные. Это и предварительные языковые курсы, и уроки знакомства с другими культурами, и многое другое. Нужно только все это системно применять.
— Как вы оцениваете московскую кампанию по объединению школ и детсадов в комплексы? Нуждаются ли подмосковные школы в таких мегацентрах? Хотели бы, чтобы ваша школа объединилась с другой школой или садом?
— Пока процесс слияния школ не вышел за пределы Москвы и не затронул школы области и мою в частности — поэтому мне сложно говорить авторитетно о том, с чем я сам не сталкивался. Но на основании открытой информации могу сказать, что не со всеми достоинствами создания комплексов я согласен. Скажем, пресловутая преемственность и системность, которую якобы дает слияние школы и детсада, — а что, без слияния заведений этой преемственности разве нет? Разве ребенок после сада не в школу идет? С другой стороны, несомненным плюсом может выглядеть уменьшение размеров административного аппарата в комплексе, хотя и тут надо понимать, что на оставшихся руководителей свалится существенно большая нагрузка — силы человека же не безграничны!
— Сейчас идет переоснащение современной школы: учебники из бумажных вот-вот станут программной платформой, дневники и классные журналы переносятся на облачные серверы и т. д. В чем главные достоинства и недостатки такой тенденции?
— Я бы не сказал, что электронный учебник принципиально улучшает качество знаний по сравнению с обычным, бумажным. Но в целом мне нравится то, что происходит. Даже в чисто прикладных аспектах. К примеру, сегодня уже встречаются школьные ранцы с ручками и колесиками, как туристические чемоданы, — ученикам приходится носить так много книг, что легче везти этот ранец за собой на роликах! А электронный учебник, закачанный в планшет, по сравнению с ними вообще ничего не весит! Или хорошая современная книга — она может стоить 700–1000 рублей, и если вы ее забудете в парке на лавке или в автобусе — будет весьма неприятно. А электронная версия всегда с тобой, и ее легко восстановить даже после замены электронного устройства на более современное. Или, скажем, те же смартфоны, которые имеются у каждого ребенка, — их же можно использовать как удобное вспомогательное средство для выполнения самых разных лабораторных работ.
— Зарплата учителя — один из самых болезненных вопросов. На учительских форумах можно найти много высказываний, что высокая средняя зарплата — миф, реальный лишь в некоторых идеальных, малодостижимых условиях. Что вы думаете об этом?
— Зарплату нельзя обсуждать «вообще» — на нее влияет масса факторов: средняя зарплата в регионе, всевозможные доплаты и т.д. В конце концов, даже потребности у всех свои — одну и ту же сумму разные люди могут оценивать по-разному! При этом однозначно недостаточно платят молодым учителям, однозначно недостаточно компенсируются различные расходы педагога. К примеру, на методические пособия выделяется 100 рублей в месяц — но лично я трачу на них около 2000 рублей собственных денег.
Но при этом зарплата не является абсолютным критерием успешности! «Я не знаю, кем я стану, но я точно знаю, что буду помогать людям!» — это мне сказал один из моих учеников, десятиклассник. Это потрясающе, когда дети не считают деньги абсолютным мерилом ценности в мире!