— Александр Сергеевич, ваш университет — уникальный центр просветительской деятельности: только что вы презентовали в столице трехтомное издание «Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993–2013)»...
— Да, трехтомник мы выпустили к 20-летию сотрудничества с Российской академией наук. 19 мая 1993 года у нас впервые выступил с лекцией академик РАН — это был Дмитрий Сергеевич Лихачев, который прочитал замечательную лекцию «Петербург в истории русской культуры». Всего же в сборник вошли около 400 текстов 104 членов РАН! Это, по сути, антология современной научной мысли России. В то время, когда чиновники пытаются вбить клин между академической наукой и вузами, мы считаем важным подчеркнуть свою верность лучшим отечественным традициям. И убеждены, что содружество университетов и РАН является единственно верным путем. Когда в университетах читают лекции, руководят практикой выдающиеся исследователи из институтов РАН — создается важное дополнение образовательного процесса. Они в таком содружестве чаще играют роль наглядного примера, ориентира для молодежи. Задача же штатного вузовского педагога — помочь студенту двигаться в правильном с точки зрения его способностей направлении, помочь раскрыться. По-моему, сегодняшние органы управления образованием вообще не понимают, чем пытаются управлять. Чиновники думают, что образование — это только передача знаний. Отсюда и гениальный перл о том, что образование — это услуга.
Система работы нашего университета основана на лучших достижениях советского периода. С учетом современных реалий, конечно. Для подготовки специалиста знания необходимы, но недостаточны. Нужно еще и воспитание. Нужно включение студента в деятельность, формирующую его как личность. Решение этой проблемы с каждым годом усложняется. Введение ЕГЭ, коммерциализация работы школ, переход на укороченные по сравнению с советским временем программы «бакалавр», «магистр» резко ухудшают ситуацию. К этому теперь добавляются требования участвовать во всемирных аферах с рейтингами, печататься в журналах стран, утрачивающих лидирующие позиции в мировом сообществе.
Жизнь вузов превращается в клоунаду, не имеющую отношения к реальным запросам общества. В наших планах — противостоять этим разрушительным для образования тенденциям, достойно делать свое дело. Скажем, недавно по поручению Владимира Путина мы открыли факультет конфликтологии. Уже есть и яркие выпускники, защитившие прекрасные дипломы, и реальные научные достижения. Опять-таки в содружестве с РАН создается уникальная система мониторинга и предотвращения социально-трудовых конфликтов в стране. А это — дело большого государственного значения.
— Как университет завершает учебный год?
— Мы достигли цели, к которой стремились более 20 лет, — абсолютной востребованности выпускников в рыночной социально-экономической системе. Приступив к коренной реконструкции вуза в начале 90-х годов, исходили из необходимости отстроить систему качественного образования, признанного на рынке труда. Каждый год выдаем 1300–1400 дипломов о высшем образовании. При этом еще 15 лет назад до 25 наших выпускников приходили на биржу труда. 10 лет назад число безработных уменьшилось до 7–8. Потом их стало 2–3 человека. И вот в январе мы получили очередную федеральную статистику: «0» безработных. Согласитесь, в современных условиях, когда Минобр неутомимо мешает работать и школам, и вузам, это достижение, которым можно гордиться.