Вместо «жи-ши» - наукообразная дурь

Читала-застряла. В образовательном стандарте

Я тут решила провести ненаучное исследование. Сравнить, чему учат наших детей в таких-то классах и чему в тех же классах учат школьников европейских стран, и убедиться, что наши дети получают отличное образование, не хуже западного.

Начала с младших классов и нашла на сайте Министерства образования документ, который должен содержать все ответы на мои вопросы — Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы. 

Читала-застряла. В образовательном стандарте

Открыла. Стала читать.

Читала, читала, читала. Ориентация, воспитание, развитие, эффективность, разнообразие… Застряла наглухо на пункте 17:

«Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом».

Перечитала пять раз. Плюнула, стала читать дальше.

Должно же в Стандарте быть место, где понятно написано, чему обязаны научиться школьники в таком-то классе. Типа: в первом классе они должны научиться читать, писать, вычитать и складывать. Во втором классе — освоить жи-ши, ча-ща и выучить таблицу умножения.

Дочитала Стандарт до конца. Никаких жи-ши. Все заканчивается требованиями к актовому залу и пожарной безопасности.

Может, чего пропустила? Вернулась в начало.

С огромным трудом нашла пункт 12, максимально приближенный к тому, что искала: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы».

Никакими жи-ши там близко не пахнет.

По русскому языку первым пунктом идет «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания». Вторым — «понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения».

Ребенок то есть должен четыре года отучиться в начальной школе, чтоб в результате понять, что язык — основное средство человеческого общения. Такое у него должно быть стандартное достижение. И еще по списку штук пять примерно таких же.

По литературе результатом четырехлетнего обучения должно стать «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций».

По математике — «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений».

По обществознанию — «понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы».

По основам духовно-нравственной культуры народов России — «готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию».

Как проверять, достигнуты ли эти результаты, в Стандарте не объясняется. У учащихся, видно, просто спрашивают: «Ты понимаешь, что литература — явление национальной и мировой культуры? А к нравственному самосовершенствованию готов?» Скажет «да» — значит, соответствует образовательному стандарту. «Нет» — не соответствует.

Вот такая ерунда.

Ну, а если коротко, по сути, то сравнить качество школьного образования у нас и за рубежом мне не удалось. У них учат читать и считать. А у нас формируют понятия и готовности.

По мне, такой наш подход к образовательным стандартам — надувание пузырей и наукообразная дурь. Но это потому, что я из того поколения, что еще просто училось читать и писать. Нет у меня понятий. И нет готовностей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26494 от 4 апреля 2014

Заголовок в газете: Образование по понятиям

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру