Открыла. Стала читать.
Читала, читала, читала. Ориентация, воспитание, развитие, эффективность, разнообразие… Застряла наглухо на пункте 17:
«Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом».
Перечитала пять раз. Плюнула, стала читать дальше.
Должно же в Стандарте быть место, где понятно написано, чему обязаны научиться школьники в таком-то классе. Типа: в первом классе они должны научиться читать, писать, вычитать и складывать. Во втором классе — освоить жи-ши, ча-ща и выучить таблицу умножения.
Дочитала Стандарт до конца. Никаких жи-ши. Все заканчивается требованиями к актовому залу и пожарной безопасности.
Может, чего пропустила? Вернулась в начало.
С огромным трудом нашла пункт 12, максимально приближенный к тому, что искала: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы».
Никакими жи-ши там близко не пахнет.
По русскому языку первым пунктом идет «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания». Вторым — «понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения».
Ребенок то есть должен четыре года отучиться в начальной школе, чтоб в результате понять, что язык — основное средство человеческого общения. Такое у него должно быть стандартное достижение. И еще по списку штук пять примерно таких же.
По литературе результатом четырехлетнего обучения должно стать «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций».
По математике — «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений».
По обществознанию — «понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы».
По основам духовно-нравственной культуры народов России — «готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию».
Как проверять, достигнуты ли эти результаты, в Стандарте не объясняется. У учащихся, видно, просто спрашивают: «Ты понимаешь, что литература — явление национальной и мировой культуры? А к нравственному самосовершенствованию готов?» Скажет «да» — значит, соответствует образовательному стандарту. «Нет» — не соответствует.
Вот такая ерунда.
Ну, а если коротко, по сути, то сравнить качество школьного образования у нас и за рубежом мне не удалось. У них учат читать и считать. А у нас формируют понятия и готовности.
По мне, такой наш подход к образовательным стандартам — надувание пузырей и наукообразная дурь. Но это потому, что я из того поколения, что еще просто училось читать и писать. Нет у меня понятий. И нет готовностей.