Особых проблем с вливанием крымской системы образования в российскую местные управленцы от образования не видят:
— Все будет нормально. Безо всяких проблем впишемся в российские правовые и образовательные стандарты, — заверил «МК» только что вернувшийся из Москвы и.о. начальника управления образования Севастополя Виктор Оганесян.
Впрочем, каких-то конкретных планов и разработок в области слияния двух систем образования пока еще нет, признался он «МК». Взять хотя бы задекларированное на «самом верху» решение вести преподавание в крымских школах на трех языках: русском, крымскотатарском и украинском. По словам Оганесяна, и здесь не будет никаких проблем. Правда, на сегодняшний момент в школах полуострова в обязательной программе было только два языка: русский и украинский. «Ну, введем дополнительно два часа на крымскотатарский, если понадобится. А факультативно или это войдет в обязательную программу — решим».
Проблема преподавания на трех языках и впрямь не так остра, как может показаться, заверила «МК» директор крымскотатарской школы №4 города Белогорска (Крым) Ленура Муждабаева:
— По факту крымские школы и в составе Украины в подавляющем большинстве преподавали на украинском, русском и крымскотатарском языках. Просто делалось это в разном объеме, в зависимости от специализации и профиля школы. Так что проблем с учителями, готовыми преподать на этих языках, не будет и после вхождения Крыма в состав России. К примеру, в нашей школе с углубленным изучением крымскотатарского языка (всего в Крыму 16 таких школ) половина урока идет на русском, другая — на крымскотатарском, с тщательной проработкой всей терминологии. Плюс к этому — украинский язык и литература в полном объеме и два иностранных языка: английский и турецкий. И дети все успевают. Жаль только, что часов на предметы «русский язык» и «русская литература» до сих пор было совсем мало: с 6-го по 11-й класс всего по часу в неделю. С 2013 года, с переходом украинской школы на новые образовательные стандарты, стало еще меньше — с 5-х классов всего один урок в неделю на оба эти предмета. Ну, теперь это изменится. И нам объявили, что учебники по истории будут завозиться из России.
На то, чтобы определиться, как учить будущие поколения крымских школьников, есть еще время. А вот проблему выпуска и набора в вузы текущего года надо решать срочно. И тут, к сожалению, единой программы действий пока не выработано.
Так, по версии Виктора Оганесяна, «выпускники этого года спокойно окончат школу по украинской программе. Естественно, мы не сумасшедшие, чтобы их за три месяца до выпускного переводить на ЕГЭ. Это просто невозможно. Сейчас мы проводим опрос и выясняем, кто куда собирался поступать. Думаю, предложим им какие-то приемлемые варианты исходя из того, что Крым теперь присоединили в России. И из них далеко не все собирались поступать в вузы».
По информации же Ленуры Муждабаевой, директоров крымских школ начали уведомлять, что этим летом ВНО (внешнее независимое тестирование, аналог российского ЕГЭ, вместе с которым на Украине сдают также государственную итоговую аттестацию — ГИА, но, в отличие от российских школ, после 9-го и после 11-го класса) на территории Крыма сдавать не будут. Желающие сдать ВНО смогут сделать это в восточных регионах Украины. А тем, кто будет поступать в российские вузы, будет предоставлена возможность сдать российский ЕГЭ, но по упрощенной форме, а зачисление пойдет по льготным категориям.
Однако опасений, что новоявленные россияне расхватают места в вузах россиян исконных, быть не должно, заявила «МК» директор Института развития образования Ирина Абанкина: «Не забывайте, в нашей стране продолжается демографический спад! Выползать из него мы начнем не раньше, чем через два-три года, а до тех пор вузы будут испытывать нарастающий дефицит студентов. Ребята из Крыма приедут не вместо наших, а дополнительно: 18 тысяч выпускников-крымчан этого года — ничто по сравнению с нашим многомиллионным студенчеством. Главная проблема объединения наших образовательных систем в другом! Российское образование перешло на новый федеральный государственный стандарт образования со ставкой на формирование личностных и метапредметных компетенций детей. В младших классах мы учим по нему уже три года. Так что главное теперь — прийти к общей идеологии наших образовательных стандартов. А с обучением на национальных языках проблем не будет: в наших республиках — Татарстане, Якутии, Чувашии — накоплен богатейший опыт и прекрасные методики».
Смотрите видео: "Крым после референдума превратился в Рио-де-Жанейро"