За первые два месяца в общественную экспертизу удалось вовлечь 804 человека. Все с высшим образованием, 78% — женщины. Но дело им предстояло трудное: в сжатые сроки, при полном отсутствии опыта проэкспертировать 933 учебника.
Все издания должны были получить по три заключения. В итоге на каждого эксперта, уточнил зам. председателя совета РКС по экспертизе Леонид Палько, пришлась линейка из 5–9 учебников. Оплата оказалась скромной: эксперты получили не более 10–13 тыс. рублей. На работу, чтобы не задерживать издательства, отводилось около двух недель.
Итоги таковы. 822 учебника из 933 получили однозначное одобрение общественных экспертов — три положительных заключения из трех. Еще 31 учебник был также одобрен, правда, не единодушно, но в соответствии с правилами был также рекомендован для включения в официальный перечень Минобрнауки, увеличив общее количество положительных отзывов до 853. А вот 80 учебников (около 8,5%) получили полностью отрицательные заключения общественных экспертов.
Мотивы «ветирования» тех или иных изданий не всегда очевидны, т.к. формы, заполняемые общественными экспертами, не предполагают аргументирования их позиции, разъяснил наш эксперт. Но чаще всего учебники браковались из-за обложек, на вкус экспертов, то слишком мягких, то, напротив, слишком жестких; из-за слишком тонкой бумаги, затрудняющей чтение; либо из-за некрасивых иллюстраций. «Введение дополнительной общественной экспертизы задержало работу типографий, — признался Палько. — Раньше в это время года типографии вовсю печатали учебники, а сейчас в издательствах возник затор. Надо сделать все, чтобы убыстрить этот процесс, а поступление в школу учебников к новому учебному году не было сорвано».
Решить проблему поможет Общественный совет Департамента образования Москвы, сообщила «МК» директор Центра образовательной политики ведомства Нина Минько: «Я предлагаю подключить к этой работе управляющие советы московских школ. Тем более что дел прибавится, ведь в Москве на будущий год ко всем учебникам будет и электронный вариант. Будем экспертировать и его».