— Найти работу не могут только юристы и экономисты. У нас в стране их 18 и 33% соответственно, такое количество выпускников данных специальностей стране попросту не нужно, — считает Александр Бисеров, замруководителя Рособрнадзора.
Тем не менее, по статистике, проблемы с трудоустройством возникают у большого количества выпускников и других специальностей. В пресловутом мониторинге эффективности вуза есть пункт о трудоустройстве, но он связан лишь с обращением выпускников на биржу труда и не отражает проблемы в целом. Большинство выпускников не обращаются на биржу, некоторые устраиваются на работу, совершенно не связанную с квалификацией в дипломе.
— Необходимо установить прочную связь между образовательными и профессиональными стандартами. Тогда выпускник вуза и работодатель будут соответствовать ожиданиям друг друга. Разница между ситуацией на рынке труда и системой образования настолько велика, что большую часть молодых специалистов приходится переучивать, да и адаптация к новой ситуации у работников проходит тяжело и медленно. Именно поэтому нашим министерством подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, которая приведет к изменению или дополнению образовательных программ. Это поможет привести систему образования в соответствие с требованиями бизнеса, — считает замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова.
По мнению ректора Российского государственного университета туризма и сервиса Александра Федулина, студент должен учиться не ради процесса обучения, а ради успешного овладения выбранной профессией. Компетенции студента должны работать на будущее, то есть на выходе из института выпускник должен не только соответствовать требованиям рынка труда, но и опережать их.
По мнению специалистов, увеличению количества «ненужных» выпускников очень способствует большое количество «левых» вузов, цель которых — заработать исключительно на выдаче дипломов.
— Нужно закрывать вузы, которые под видом образовательной деятельности просто штампуют дипломы. Выпускники данных заведений не обладают никакими знаниями и компетенциями вообще, — уверен председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.
К существующему мониторингу эффективности вузов работники учебных заведений относятся в целом положительно, но отмечают некоторые несовершенства нового метода контроля.
— Мониторинг эффективности больше сосредоточен на условиях обучения, то есть на вопросах материального характера. Никто не спорит, что условия обучения — это важный фактор, но нужно оценивать также качество процесса обучения и его результат — то есть способность выпускника работать по профессии, — объяснила Елена Ефимова, начальник отдела центра качества РГГУ.