«Проблема эта непростая. С одной стороны, в Едином госэкзамене по иностранным языкам обязательно должна быть устная часть. Совершенно очевидно, что письменная работа не свидетельствует о владении чужим языком. Его знание прежде всего подразумевает наличие коммуникативных навыков. А их может выявить только устный экзамен.
С другой стороны, на сегодняшний день необходимого числа экспертов с международным опытом для оценивания устной части экзаменов по иностранным языкам в России нет. Причем главным образом в этом отношении я имею в виду даже не недостаточные знания школьных учителей, на долю которых выпадет основная часть проверочной работы, — они у наших учителей по большому счету есть. Отсутствует у нас система оценки говорения.
Дело это для России абсолютно новое. А значит, нам придется обратиться к зарубежному опыту и посмотреть, как это делается в других странах. К примеру в США есть соответствующие методики оценивания говорения — надо лишь с ними познакомиться и воспользоваться тем, что приемлемо для нас.
Подготовить таких экспертов для России более чем реально. Тем более что время на это есть — по существующим правилам устная часть экзаменов не может быть введена в ближайшую кампанию ЕГЭ (для этого о ней надо было объявить до начала текущего учебного года), а значит, появится в экзаменационных заданиях не ранее 2015 года. Но есть и второе, не менее важное условие.
Помимо времени подготовка экспертов потребует и крупных бюджетных средств. К примеру, четырехдневный тренинг в США стоит ни много ни мало $800. А экспертов по устной части потребуется очень много.
Впрочем, дело того стоит. Если мы не пожалеем ни времени, ни денег, мы сможем прийти к очень хорошему варианту — сочетанию традиционного для нашей страны устного экзамена с широко распространенным в мире экзаменом письменным. А это позволит существенно повысить качество языковой подготовки в России».