Вы думаете, среди домашних детей процент вылетающих из института меньше? Ничуть. Это говорит лишь о несостоятельности нашей системы образования. Дети из стен школы выходят неподготовленными, со слабыми знаниями и мотивацией. Но для домашних детей есть подготовительные курсы, репетиторы, за которых платят родители. А за подготовку к вузу детей на попечении государства должно платить государство. Кроме того, подготовительные курсы для детей из детских домов должны учитывать особенности будущих абитуриентов, и высшим учебным заведениям необходимо вносить изменения в существующие программы.
Я получил письмо от девушки, которая уже окончила ПТУ и сейчас живет в одной квартире с матерью-пьяницей. Девушка понимает, что единственная возможность для нее вырваться из замкнутого круга — окончить вуз. И она хочет учиться, но не в состоянии оплачивать подготовительные курсы или нанять репетитора.
Высшее образование в нашем обществе — это не только фактор социальной успешности, но и реальная возможность доказать всем, что я чего-то стою. Например, если бы я не получил несколько высших образований, мой жизненный путь повернул бы не туда. Да, я был нацелен на высшее образование, на то, чтобы реализоваться в жизни как личность. Я уверен, что в детских домах много детей, как и я, стремящихся к социальным высотам. Нельзя отнимать у них шанс.
Авторы закона утверждают: таким детям не нужно высшее образование, они не хотят учиться. В ответ им мы пригласили на одно из заседаний Госдумы, где обсуждался вопрос о возвращении льгот детям без попечения родителей, группу воспитанников из детских домов. Эти ребята учатся без «четверок», они отличники с активной жизненной позицией. Мы хотели, чтобы дети сами рассказали, зачем им высшее образование и почему нужна помощь государства. Но, увы, им не дали слова.
По российским законам государство опекает ребенка до 23 лет. Это не совсем справедливо. Я предлагаю ввести своего рода ваучер на образование. Чтобы гражданин, который вырос без родителей и не смог поступить в вуз в 19 лет, мог пойти учиться в 25 лет или, как я, в 37. А что сейчас происходит? Выпустили в жизнь — лети, как хочешь. Это очень сильно понижает жизнестойкость таких детей. И шанс, что они повторят судьбу своих родителей, очень высок.
Мне известен один детский дом в Вологде, где процент поступающих в вузы и, главное, окончивших его — 98%. В этом заведении проводится активная работа по нацеленности детей на дальнейшую жизнь. Директор очень грамотно выстраивает отношения с вузами. К выпуску из детского дома дети уже зачислены в высшее учебное заведение.
Эти дети и так многого лишены. Надо вернуть им шанс на достойное образование, а с ним и на достойную жизнь.