Весной 2013 года тогда еще восьмиклассник Саша был самым младшим участником международной олимпиады по английскому «FLEX» («Флекс»). Ни он сам, ни родители и не рассчитывали на победу.
— Но наш сын стал победителем и выиграл год обучения в США, — со вздохом рассказывает Екатерина Михеева, мама Саши. — Олимпиаде этой уже 20 лет, ее финансирует Госдеп США. Мы еще в апреле узнали, что Саша уедет на год в Америку. И сообщили об этом директору школы №1323 Сычевой Татьяне Евгеньевне.
Директор вовсе не обрадовалась информации, что ученик ее школы стал лучшим в международной олимпиаде.
— Она заявила, что скорее всего Саше придется пропустить один год, а значит, по возвращении снова идти в девятый класс. Но мы не хотели упускать такой шанс — поучиться год в Америке. Это же уникальная возможность попрактиковать язык, познакомиться с новой культурой, это опыт самостоятельной жизни без мамы и папы.
Встревоженные словами директора, родители Саши пошли в окружное управление образования. Там их успокоили, сообщив, что с нового учебного года вступит в силу новый закон об образовании. И там предусмотрено дистанционное обучение, на которое мальчик может быть переведен. И в августе Саша отправился за океан. Сейчас он живет в городе Мейплвуд в штате Миссури в семье местного пастора, учится в обычной американской школе.
— Ему там очень нравится, — рассказывает мама. — В семье его приняли как родного. Каждые выходные возят то в театр, то в кино, то на фестиваль воздушных шаров. В местной школе он тоже отличник. Рассказывает, что их программа сильно отстает от нашей, поэтому в Америке его приняли в 10-й класс. Плюс он взял повышенный уровень изучения предметов. Помимо этого самостоятельно он изучает и российскую программу 9-го класса. Все вроде бы успевает.
Маму это не удивляет, так как ее сын и в России учился очень хорошо. Однако проблемы начались именно здесь, в Москве. Летом 2014 года Саша должен сдавать ГИА. А для того, чтобы его допустили к сдаче экзаменов, он должен получить все промежуточные и годовые оценки по всем предметам. Вот с этим-то и произошла загвоздка.
— Я пришла к директору школы, где сын обучался с 5-го класса, и попросила перевести его на дистанционную форму обучения, которая есть в новом законе «Об образовании». Но мне было отказано — по словам директора, методика такой формы еще не прописана. На мои слова, что в других школах эта форма есть, мне сказали: «Идите в другие школы». Я также предлагала вариант сдачи промежуточной аттестации по предметам дистанционно — по Интернету, телефону, Скайпу — как угодно. В этом тоже было отказано опять же из-за отсутствия методики по дистанционной сдачи аттестации. Прилететь зимой в Россию Саша не может — это запрещено согласно договору с американцами.
Мама предложила и третий вариант — сдать все одним махом в мае. Ведь Саша уже 15 мая будет в Москве, а экзамены начнутся только в июне. Однако и это не устроило администрацию школы:
— Они сказали, что за две недели не успеют собрать комиссии и аттестовать сына по всем предметам. Почему они не успеют? Тем более что Сашу и его способности все учителя прекрасно знают. Я обращалась в Управление образования ЦАО к господину Михаилу Мокринскому. Он ответил, что на нашу школу повлиять никак не может, и тоже посоветовал искать другие учебные заведения. Но я везде получила отказ. Есть два варианта — оставаться на второй год (и тогда сразу после школы идти в армию) либо улетать из Америки, грубо нарушив подписанный договор, — и неизвестно, какие последствия для визовой истории Саши за этим последуют. Я рассматривала даже такой вариант, как обучение сына в этом году по программе 9-го класса в частном образовательном центре — там, кстати, на все согласны. Но это для нашей семьи слишком большие деньги. В общем, ситуация странная. Получается, что Госдеп США заинтересован в умных детях, финансирует их учебу в США, даже платит ежемесячную небольшую стипендию, а в России я сама должна платить деньги какому-то коммерческому центру, чтобы мой ребенок получил дополнительные знания и опыт.