Руководство популярных факультетов крупнейших столичных вузов довольно предварительными итогами первой волны зачисления.
— В этом году нам удалось резко повысить проходной балл — минимум на 30 баллов! — говорит Георгий Тихомиров, декан физико-технического факультета МИФИ. — В прошлом году он был двести, в настоящее время по первой волне — 235, и надеемся на то, что существенно не опустимся к финалу первой волны. При этом на физтехе самый маленький проходной балл в университете — поэтому мы являемся эдакой «лакмусовой бумажкой» проходного балла в МИФИ. И мы делаем все возможное, чтобы этот балл повысить. С прошлого года к нам активно пошли олимпиадники, и средний балл вырос и по факультету, и по всему институту.
В гуманитарных вузах тоже очень похожая ситуация — проходной балл растет, а количество абитуриентов просто зашкаливает, говорит Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики:
— В этом году у нас просто вал абитуриентов мы даже добавили десятка полтора дополнительных бюджетных мест! Проходной балл поднялся до чрезвычайной высоты: 390 на направлении мировой экономики и 384 на международные отношения! Балл подрос не так сильно по сравнению с прошлым годом — на 6–8 единиц, но он остается одним из самых высоких в стране. Но хотя с одной стороны, это говорит о высочайшем качестве обучения и поступающих, с другой — значительное количество талантливых ребят остаются за бортом, поскольку их баллы хоть и высоки, но не рекордны. Сейчас мы думаем, что делать с этой ситуацией — как не довести проходной балл до 400 и не потерять при этом в качестве и авторитете вуза.
Впрочем, несмотря на столь бравурные отчеты, руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин отмечает и другие стороны нынешней приемной кампании, где не все так радужно:
— Нарушений в этом году, безусловно, меньше, нежели в прошлом. Но они есть - например, я отмечаю миграцию коррупционной составляющей с бюджетных факультетов на платные. Они гораздо более закрыты, и там институты могут творить все что захотят. Известны прецеденты, в том числе и в Москве, когда прием документов на платное отделение намеренно ограничивается, чтобы протолкнуть туда «блатных».
Виктор Панин также отмечает увеличение числа льготников в этом году. Во многих вузах целые направления на «бюджете» заняты льготниками на 100%:
— Нельзя не замечать значительную коррупционную сферу льготного поступления — категорий тех, кто имеет послабления при поступлении, очень много, и в них царит путаница. При желании под видом льготника можно «поступить» кого угодно. Впрочем, этот сезон, вероятно, будет последним — со следующего года процент льготников будет ограничен законодательно.
Еще одна проблема заключается в том, что некоторые институты стремятся завершить приемную кампанию в одну волну, что незаконно. Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов сообщил «МК», что в РСС поступает немало жалоб от абитуриентов:
— Если на первой волне хотя бы один человек не принес оригинал аттестата, если он решил поступать в другой вуз, то обязательно проводится вторая волна. Однако некоторые вузы делают так: они рекомендуют к зачислению всех без исключения и не проводят вторую волну для тех, кто не принес оригинал аттестата — просто зачисляют на свободные места тех, кто принес документы на поступление. То есть поступает не тот, кто имеет лучшие баллы, а тот, кто подсуетился. И в итоге оказывается, что те, кто приносит документы, — это люди, предупрежденные заранее о такой системе. В результате эти вузы всех, кого надо, принимают — якобы без нарушений. Эту систему мы отслеживаем с прошлого года, и из-за того, что в 2012 году Минобрнадзор игнорировал такие нарушения и не провел проверки, сегодня это повторяется.