На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Такой историей открыл первую в России международную конференцию по смешанному обучению президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И неспроста.
— Нынешние дети — люди сетевого века, — констатировал он. — Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка — айпадов, планшетов, а сейчас и смартфонов. Само словосочетание «личное мобильное образовательное устройство» превратилось в новое понятие в педагогике. Но этого мало. Необходимо принципиально новое школьное образование — с новыми технологиями и с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует. Это так называемое смешанное обучение.
«Переход России на смешанное обучение — дело ближайшего будущего»
По словам специалистов, традиционная урочная система школьных времен родителей и дедов-прадедов в информационный век с его навороченными гаджетами безнадежно устарела. Ей на смену идет более продуктивный вид обучения — пусть и не совсем такой, как ожидалось, признался «МК» Александр Кондаков:
— Трансформация уроков происходит не совсем так, как думали раньше. Уроки как таковые не исчезнут — они остаются. Но их технология становится цифровой. Это и есть смешанное обучение: все как в традиционной классно-урочной системе очного обучения, но только с цифровой дидактикой. Этим путем последние 10—15 лет следует весь развитый мир. И более чем успешно. Результаты сдачи итоговой аттестации при смешанном обучении превосходят все ожидания: плюс 30—40% (в объеме знаний и в оценках). Все из-за роста мотивации детей! А ведь прорыв в образовании лет через 15 становится основой прорыва в экономике — вспомните «китайское чудо».
В надежде на «чудо» к 2017 году полностью на смешанное обучение перейдут и США. А вот Россия отстает. У нас, по словам Кондакова, таких нормативов нет. Но это не страшно, ведь «использовать смешанные технологии нам позволит новый Федеральный государственный образовательный стандарт, на который переходит школа. Смешанное обучение у нас — дело ближайшего будущего. Да оно у нас уже появилось. В течение последнего года его опробовали в 25 регионах, а наша конференция подводит итоги первого года апробации в России принципиально этого нового вида обучения школьников».
«Перевернутый класс»
Как оказалось, способов применения «цифры» при очном обучении в школе не счесть. Однако самая популярная в мире модель использования интернет-технологий называется «перевернутый класс». И тут все предельно просто.
Вначале записанное на веб-камеру объяснение учителем нового материала рассылается ученикам. Те в качестве домашнего задания смотрят его дома — кому когда удобно и столько раз, сколько надо, чтобы разобраться в сути дела. А в школе на следующий день, в зависимости от того, кто из учеников что понял, класс разбивается на группы. С ними, вместо единого традиционного урока, объединяющего тех, кто понял все, с теми, кто не понял ничего, учитель и работает. А каждый школьник получает то, что ему нужно.
— Эта модель очень эффективна и не требует дополнительных затрат, — уверяют учителя, опробовавшие ее в Перми на уроках по литературе в 4-х классах. — При этом школе она вообще ничего не стоит! Надо лишь, чтобы у детей дома был компьютер. А он есть практически у всех.
Действительно, компьютерную технику в связи с переходом на новый образовательный стандарт в школу в последние годы поставляли исправно. Так что матбаза в России вроде бы есть:
— Наш регион готов на 100% к переходу на смешанное обучение, — заверила «МК» замминистра образования Московской области Вероника Заполоцкая. — Уже в этом году цифровое оборудование будет во всех школах области: на эти цели выделено 3 млрд руб. А его использование повышает мотивацию детей на 18%.
Вот только одних гаджетов для перехода мало, призналась чиновница «МК»:
— Потребуется также нелинейное расписание, подключение к работе школьных психологов, сочетание урочных и внеурочных занятий. Самое же сложное — изменить традиционную систему мышления учителей. От привычной менторской роли им предстоит перейти к тьюторской — заняться индивидуальной траекторией обучения каждого ученика. А это нелегко.
Проблему усугубляет и отставание системы педобразования в нашей стране.
— Новое в отечественной педагогике прорастает, что называется, «снизу». Учителя учатся новым технологиям друг у друга. А то и у детей. А педагогическое образование этим не занимается! — обозначила самое узкое место проблемы замдиректора института стратегических исследований в образовании Ирина Логвинова.
Интересно, а как с подготовкой учителей там, «у них»?
«Я не знаю, как там, в Лондоне, я не была...»
Психологи утверждают: эффективность усвоения информации разными способами неодинакова, напомнил участникам конференции директор датской компании Kompas, специализирующейся на программах повышения квалификации учителей и руководителей системы образования, Расмус Бёрч:
— Эффективность прослушивания лекций оценивается лишь в 5%, чтения — 10%, аудиовизуальные методики — 20%, просмотр демонстрационных материалов — 30%, участие в обсуждении — 50%, самостоятельный поиск информации — 75%, а самостоятельное исследование — 80%. Значит, лучше всего, если роль учителя играет ученик. И смешанное обучение благодаря новой технике такую возможность дает. Ведь дети могут исследовать предмет самостоятельно, даже не зная технологий.
Например, даже самые младшие ученики способны подключить к своим компьютерам электронный микроскоп и с его помощью исследовать окружающий мир. А те, кто постарше, — изучать законы какой-нибудь аэродинамики, не зазубривая их, не понимая, а как бы объясняя учителю: вначале самостоятельно прочитать о термодинамике и разобраться в том, что это такое; а затем прислать педагогу по электронке изображения воздушных потоков вокруг крыла самолета и свои расчеты, почему та или иная форма крыла лучше.
Но вот что важно:
— С внедрением в школу айпадов активность изучения материала, практикоориентированность, посещаемость и успеваемость детей повысились. Нельзя лишь, чтобы власти закупали для школы айпады и при этом забывали рассказать, зачем это делается. Так толку не будет, — предупреждает Бёрч. — Вот мы, например, за последние 20 лет поставили в наши школы тонны современнейшего оборудования. Но лишь со временем поняли, что ничего не изменится, если, отработав с этой техникой урок, учитель затем говорит ребятам: «А теперь запишите все это в свои тетрадки!»
Тут, по его словам, и кроется основная трудность перехода на новые модели обучения в школе:
— Как оказалось, учителю крайне трудно изменить свой подход. Учить по-новому, по нашим исследованиям, готовы лишь 2—5% педагогов, и еще 15% могут пойти по этому пути, если им кто-то укажет дорогу.