— Сегодня мы хотим проинформировать вас, как развиваются события, и наметить, как нам двигаться дальше, — обратился к членам Президиума глава РАН Владимир Фортов. — События развивались стремительно. Стремительным было и продвижение законопроекта через Госдуму. Тем не менее, нам удалось тормознуть этот процесс, поскольку к делу подключился президент России и начал серию интенсивных консультаций. Многое из того, что мы предлагали, он поддержал. Затем с Владимиром Владимировичем Путиным встретился Юрий Сергеевич (Осипов, предыдущий глава РАН — «МК») и Виктор Садовничий. Президент России вызвал также президентов российских академий сельскохозяйственных и медицинских наук. В результате во втором чтении был принят документ, который радикально отличался от предшествующего. В нем больше ничего нет о ликвидации РАН; более сдержаны формулировки о собственности академии; вместо механического соединения трех академий в одну принят более мягкий вариант; отсутствует автоматическое переназначение член-корреспондентов; а процедура назначения директоров академических институтов стала более демократичной.
В третьем чтении, уточнил Фортов, законопроект должен быть принят в середине сентября. При этом особо подчеркнул он, «под телекамеры было сказано, что, если у нас будут существенные дополнения, то можно будет вернуться ко второму чтению. Таким образом, наладился диалог, и мы заручились поддержкой президента».
— Мы сами виноваты: затянули реформу, — вступили в обсуждение академики. — Начинать надо было год назад, мы этого не сделали, и в результате сейчас с нами стали разговаривать таким тоном, каким не разговаривали даже при Сталине. Но мы не можем скатиться на базарный стиль полемики, даже если нас будут расстреливать!
Глава РАН попытался смягчить эмоции:
— Очень беспокоюсь, чтобы хрупкий консенсус не был нарушен непродуманными действиями. Нам пошли навстречу!
Не согласились с миротворческими тенденциями только профсоюзы РАН:
— Ключевые положения новой редакции закона оказались без изменений! Единственное, что оттуда ушло, это попытка разделить академические институты на три категории и часть из них ликвидировать сходу, но это можно сделать и постановлением правительства, — обозначил свою позицию глава профсоюза Калинушкин. — Поэтому научных сотрудников происходящее не устраивает. Ситуация в коллективах напряженная, и мы будем продолжать взятый курс на акции протеста.
Ученые оказались менее воинственными. Среди предложений, которыми они надеются улучшить законопроект в сентябре — четкое разграничение полномочий РАН и агентства по управлению институтами и разработка переходных положений, которые должны обеспечить работоспособность отечественной науки на переходный период. Как рассказал «МК» член Президиума РАН, глава Совета по науке при Минобрнауке Алексей Хохлов: «Работы должны продолжаться! А то у нас реформа, как известно, является эквивалентом пожара!» Кроме того, Совет по науке предлагает полностью подчистить текст закона с тем, чтобы убрать оттуда даже косвенные упоминания о ликвидации РАН, а также вывести из законопроекта статус член-корров и академиков: «Этот вопрос является внутренним делом академии и не должен регулироваться федеральным законом», — подчеркнул Хохлов.
Прозвучало и предложение воспользоваться опытом Болгарии, где несколько лет назад власти также попытались закрыть Академию наук. Болгары обратились к европейскому научному сообществу и организовали научную экспертизу работы своей академии, а затем положили результаты экспертизы на стол главе государства и вывели на улицы 10 тысяч человек. БАН тогда уцелела.
А тем временем Президент РФ дал задание Генпрокуратуре проверить, имело ли место нецелевое использование средств в подразделениях РАН. Так что все самое интересное еще впереди.