Две стороны одной медали

Государству потребовались отличники

Государству потребовались отличники

У выпускников вузов нет медалей, но есть дипломы. Законопроект, внесенный на рассмотрение в Госдуму, призван дать зеленый свет красным дипломам. Талантливому выпускнику, решившему работать на государство, — хорошая работа и должность. Казалось бы, логично, но у этого предложения две стороны.

Карьерная лестница на госслужбе строже и длиннее, чем в коммерции. Табель о рангах формально отменена, но требования еще от Петра I сохранились. Сейчас выпускники могут претендовать на должности специалистов, ведущих или главных. Работа, по сути, одна и та же. Следующая ступенька — консультант, советник, заместитель начальника отдела. Но для того чтобы перескочить на нее, потребуется 2 года госслужбы или 4 года работы по специальности. Опыт приходит со временем — говорила еще советская система.

Законопроект позволит выпускникам с красным дипломом, проработав год, миновать эти 2 или 4 года. Учись хорошо — и получи хорошую должность. Или красивое название должности? Вот в чем вопрос.

В отношении молодых талантливых специалистов кадровый голод действительно сильный, и в первую очередь он связан с крайне невысокой зарплатой. В федеральном министерстве главный специалист получает около 18 тысяч рублей. Консультант — около 20. Да, есть квартальные премии, но в итоге общая сумма сводится к 400 тысячам в год. Вроде бы нормальные деньги, но есть разница — получать 18 с редкими премиями или стабильные 35.

Разница в зарплате с консультантом и советником составляет 3–5 тысяч. Я не беру сейчас зарплаты руководства, в министерстве этих специалистов подавляющее большинство.

Руководитель, принимая сотрудника на работу, стремится взять наиболее талантливого и адекватного, и не факт, что он должен иметь большой опыт по трудовой книжке.

Или выпускник проработал год в банке ассистентом или ведущим специалистом, он «ценный кадр» и готов перейти на госслужбу, даже с потерей в зарплате, но стимулом будет высокая должность. И теперь отдел кадров сможет принять на работу настоящего профессионала, того, кто действительно видит себя в этой профессии. Это огромный плюс законопроекта.

Но есть и другая сторона — красный диплом, с одной стороны, говорит о высоком уровне ответственности, прилежании, умении общаться с преподавателями и слушать лекции. Это важно. Но это теория. Практика зачастую оказывается иной. Красный диплом в учебе еще не говорит о таланте в работе. Стимул в учебе будет, и приток отличников действительно повысится — ведомства получат кучу новых консультантов, советников, заместителей начальников отделов с опытом работы 1 год вне системы.

Сейчас средний опыт работы консультанта может исчисляться десятком лет, это основная должность во многих министерствах. Эти должности не предусматривают руководство коллективом, но в то же время амбиции и осознание себя будет выше — я советник, я сам знаю, как лучше.

Есть опасение, что понизится уровень кадров. При этом прийти на должность специалиста можно будет только от безысходности, а нас, троечников, все же больше. Разумный вопрос — я отработал два года, забыв про все, кроме службы, ставка освободилась, и на нее берут человека с красным дипломом и непонятным опытом работы. В итоге я тот же ведущий специалист, а он уже советник. Что я здесь делаю? Ведь и сегодня талантливый молодой специалист, выбравший госслужбу, проявив себя в первые 2 года, может получить повышение и занять эти самые должности. При этом у него будут опыт и понимание специфики работы.

Так что необходим баланс — подняв престиж госслужбы и тягу к знаниям, не уронить качество работы, понимая, что стране действительно нужны талантливые специалисты, а взамен она должна заинтересовать их. Законопроект, безусловно, интересный, но для его реализации нужны разумный подход законодателей и взвешенная кадровая политика госструктур.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру