Вопросы родителей касались положения детей с ограниченными возможностями на всех «этажах» образования: от детского сада до университета. И это понятно: тонкостей и нюансов, не говоря о явных проблемах, в этой области у нас немало.
— К нам обращаются родители, которым «из-за отсутствия условий» образовательные учреждения отказали в приеме детей-колясочников или незрячих ребят. Что надо сделать, чтобы такие условия были, а дети-инвалиды могли интегрироваться в обычные школы? — переадресовала Гурцкая наболевший вопрос представителю Минобрнауки.
Как оказалось, из 450 тыс. маленьких россиян с ограниченными возможностями 210 тыс. учатся в специальных учреждениях (в том числе, 130 тыс. — детей с нарушениями интеллекта); 110 тыс. — в специальных классах обычных школ (правда, по специальным программам); а 138 тыс. — в обычных классах, хотя пользуются при этом дополнительной помощью учителей, психологов или логопедов. Еще 25 тыс. детей-инвалидов учатся на дому, и это, по словам Дианы, нехорошо: «ребенок не должен жить в резервации, а обязательно должен социализироваться, общаясь со сверстниками».
Зато, разъяснил Игорь Реморенко одной из позвонивших, у ребенка есть возможность полноценно учиться, находясь на длительном лечении в больнице или санатории. Часть крупных лечебных учреждений (например, Гематологический центр) наделены статусом организации, обеспечивающей обучение, и продолжить учебу там проще простого. В остальных случаях, чтобы ребенок получил статус надомника, надо обратиться в ближайший муниципалитет, и тогда в больницу будут приходить учителя из местной школы.
Можно, как оказалось, сдать в больнице даже ЕГЭ. Надо лишь обратиться в комиссию ЕГЭ по месту лечения, и в больницу прибудут ее официальные представители с запечатанным пакетом экзаменационных заданий. Ну а если кто из детей с ограниченными возможностями не планирует учиться дальше, он может сдать выпускные экзамены в традиционной форме, напомнил замминистра.
Очень важным для детей с проблемами здоровья является вопрос о льготах при поступлении в вузы. По новым правилам, разъясняют в Минобрнауки, на сегодняшний день осталось несколько видов таких льгот:
— На прием без вступительных испытаний могут рассчитывать лишь победители заключительного, международного этапа Всероссийской олимпиады школьников (таких набирается около полутора тысяч человек в год, но отдельная категория инвалидов среди них не выделяется). А вот зачисление по специальным квотам ребят, сдавших экзамены на положительные оценки, распространяется и на инвалидов. Преимущество на их стороне окажется, и если на одно место претендуют два абитуриента с равными баллами. Основной же льготой является бесплатный прием детей с ограниченными возможностями на подготовительные отделения вузов.
— К 1 июня, — подчеркнул Игорь Реморенко, — все вузы должны опубликовать на своих сайтах полную информацию об имеющихся бюджетных местах, а также о том, с какими льготами они будут принимать студентов.
— Обращаюсь к родителям: образование — это самое главное! Поэтому пишите нам и звоните, — завершила работу открытой линии Диана Гурцкая. — И ничего не пугайтесь, какая бы ситуация со здоровьем ни была у ваших детей! Главное, чтобы они жили!