В то время как российская школа сориентирована главным образом на максимальные оценки ЕГЭ, задача британской — привить детям навыки, позволяющие им шагать в ногу с эрой концепций, пришедшей на смену эре информации. Отсюда — отказ от «разжевывания» материала на уроках в пользу новейших методик обучения.
— Было бы логично предположить, что моя основная цель как директора по учебно-методической работе — достижение учениками высоких результатов на экзаменах. Однако для меня главное убедиться в том, что выпускник, покидающий школу, обладает способностью самостоятельно мыслить и имеет четкое представление о том, как получать знания. Больше всего я опасаюсь, что он выйдет из школы с впечатляющими результатами экзаменов, но без умения применять знания на практике и уверенности в своих силах, необходимых для успешного обучения в вузе и перспективной карьеры, — сформулировал суть дела Ким Уэллс.
Основы будущей успешности выпускников в школе закладывают с помощью специальных уроков, где детей прицельно учат непривычным для нас вещам. Например, как спорить и как задавать вопросы. Или как учиться — как организовать свой мыслительный процесс с использованием новейших техник, позволяющих учащимся структурировать мышление в различных ситуациях: при разрешении проблем, обдумывании эссе или проведении встреч.
К примеру, альтернативная традиционному обсуждению техника мышления под названием Six Thinking Hats («Шесть думающих шляп»), по словам Уэллса, предлагает всем участникам дискуссии одновременно сконцентрироваться на чем-то одном. «Например, Белая Шляпа означает сосредоточенность на информации: что у нас есть, что нам нужно, чего не хватает. Зеленая Шляпа означает переход в режим «творческих усилий». Надев ее, мы вырабатываем новые идеи, предлагаем альтернативы, модификации идеи, другие возможности и т.д. И этот подход зачастую оказывается более конструктивным, чем традиционный».
Или взять курсы «поиск информации» и «техника мышления и обучения», направленные на то, чтобы студенты понимали, как применять с максимальной пользой навыки чтения и исследований. Или обучение специальным техникам запоминания в зависимости от индивидуального психологического типа и склонностей ученика, а то и через объяснение того, что нужно запомнить кому-то другому — скажем, учителю-тьютору. Или «спортзал для мозга» и другие занятия, обучающие ребят справляться со стрессом или нервным напряжением на экзамене. При этом занятия такого рода идут не только в урочное, но и во внеучебное время. Скажем, древнегреческий язык члены школьного греческого клуба учат не в классе, а во время ланча — и на удивление эффективно.
Вообще «эффективность» — ключевое слово новых британских методик. Но, чтобы достичь ее, надо воспитывать с детства умение спорить и задавать вопросы, а не послушание и чинопочитание.