Беспределу с защитами диссертаций приходит конец. Эту задачу решает новая концепция аттестации научных кадров. Причем столь основательно, что охотников защищаться и даже руководить этим процессом может остаться немного. В ближайшие часы предлагаемые новшества огласит Минобрнауки. Однако кое-что стало известно заранее.
— Защищался несколько лет назад известный представитель крупного бизнеса. А под конец говорит: «Вы, конечно, понимаете: человек я занятой, и написать свою работу времени не имел. Вот кто ее писал!» И поднимает с мест двух присутствующих, — обрисовал ситуацию с присвоением ученых степеней в нашей стране новый глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Владимир Филиппов. И это, как показал недавний скандал с массовой фальсификацией диссертаций в одном из диссоветов бывшего Ленпеда, далеко не самый криминальный случай.
Навести порядок с защитами призваны радикальные меры, подготовленные в Минобрнауки и предварительно обсужденные с премьером Медведевым. Так, ответственность за липовые кандидатские и докторские диссоветов, их членов, научных руководителей, оппонентов, а также ректоров университетов, где эти советы открыты, резко усилится — вплоть до «рекомендации в дальнейшем не доверять им эту работу», подчеркнул замминистра образования и науки Игорь Федюкин.
Сделать это будет несложно. Все диссертации, за исключением секретных, будут заранее публиковаться в открытом доступе вместе с отзывами оппонентов и ведущих организаций. Кроме того, в рамках каждого диссовета будет создана группа из 3—5 специалистов, призванных детально рассмотреть работу и подтвердить ее качество, отсутствие неправомерных заимствований и тем самым — ее допуск к защите.
Таким образом, известными всей стране станут не только сочинения соискателей, но также имена рекомендовавших их ученых.
Число диссоветов к осени сократится. Но самым сильным и в самом деле доверят не только самостоятельное, без участия ВАК, присуждение ученых степеней, но и разработку собственных процедур защиты. В пилотном режиме эта схема будет опробована в ведущих университетах и институтах в самое ближайшее время. ВАК же с министерством будут вести мониторинг их деятельности и в случае чего получат право вмешаться.
Решен наконец и вопрос о введении специальных профессиональных степеней для бизнесменов и политиков, ныне являющихся главными заказчиками диссертаций «под ключ». Эти степени, подчеркнул Федюкин, будут «присуждать не за научные изыскания, а за прикладные, практические результаты». Сделают это, скорее всего, профессиональные ассоциации и ведущие университеты. Вначале — по двум направлениям: бизнес и управление. Затем, не исключает Филиппов, за реализацию конкретных проектов может появиться степень доктора педагогики. И это, дал понять «МК» Игорь Федюкин, может произойти во вполне обозримые сроки: «Уже осенью мы должны передать предложения в правительство. И если они там будут одобрены, мы активно двинемся по этому пути».
Впрочем, движение не обойдется без помех. По данным ВАК, «уже сейчас, пытаясь избежать предзащитной публикации диссертаций, многие диссертанты и их научные руководители пытаются «спрятать» свои работы, придав им статус ДСП (для служебного пользования. — «МК»). Да и от работы в диссоветах, узнав о предстоящем оглашении их имен, народ стал отказываться. Так что защититься теперь станет намного труднее», — предупреждает Филиппов.
МЕЖДУ ТЕМ
Как уточнил «МК» глава Владимир Филиппов, в настоящее время «в работе» ВАК находятся 14 диссертаций, защищенных в МПГУ и вызвавших подозрения комиссии Минобрнауки. Запросы по ним направлены в диссоветы. Но прежде, чем придут ответы, очередным, двенадцатым «ученым», лишившимся неправедно полученной степени, станет аспирант инженерного факультета РУДН, ректором которого остается Филиппов. Проверка, проведенная по его личному распоряжению, выявила в данной работе неправомерные заимствования. И это, особо подчеркнул он, должно стать нормой во всех вузах: «Пользуясь случаем, хочу обратиться к ректорам. Не дожидайтесь проверок сверху! Выявляйте нарушения сами!»