Подобные акции проводятся не впервые — недавно «Рассерженные горожане» уже проводили одиночные пикеты у здания Минобрнауки, которые, впрочем, были благополучно проигнорированы чиновниками. Теперь студенты и «Горожане» решили провести более масштабное мероприятие, официально одобренное властями.
Студенты вышли с лозунгами «Антиплагиат порождает серые виды услуг!», «Антиплагиат — не инструмент давления!», «Нет электронному прессу антиплагиата!». Сотрудники полиции бдительно следили за количеством участников пикета, но организаторы не превысили разрешенное число в 25 человек, хотя изначально заявка подавалась на 100. Также полицейские отслеживали и записывали содержание лозунгов.
- Одна из главных претензий студенческого сообщества к системе заключается в том, что в программе «Антиплагиат» можно менять настройки, влияя таким образом на конечный результат анализа, - сказал «МК» студент Сергей, который тщательно скрывал название своего вуза.
Студентка по имени Татьяна также выразила претензию к тому, что система «Антиплагиат» используется фактически не по назначению — она изначально не предназначена для проверок курсовых работ и рефератов.
Впрочем, как и в случае одиночных пикетов, чиновники Минобразования не отреагировали на сегодняшнее мероприятие — из здания Минобра так никто и не вышел. В результате, по итогам пикета была принята резолюция, в которой участники планируют передать свои требования чиновникам в письменно виде.
По словам представителя «Рассерженых горожан» Анастасии Борисевич, главный тезис протеста — система «Антиплагиат» не должна стать средством давления преподавателей на студентов ВУЗов.
- Сейчас проверки работ с помощью программы идут постоянно, и студент, не поставивший кавычку, может быть признан недобросовестным. Многие ученые и профессора высказываются о несовершенстве системы, что она требует доработки, но активно применяется в её нынешнем состоянии, и это может быть средством травли неугодных студентов. Кто-то из преподавателей, анализируя результаты «Антиплагиата», может лояльно подойти к вопросу, если в работе студента не масштабные заимствования, а просто где-то, скажем, обнаружились незакрытые кавычки, а кто-то рубанет сплеча, забракует работу и обвинит человека.
Также мы считаем, что «Антиплагиат» порождает коррупцию — в Интернете уже появились предложения «обойти систему» с учетом знания её требований и алгоритма действия. Жулики готовы переписать вашу работу так, что все заимствования в ней сохранятся, но электронный поисковик их не заметит. А значит, смысл в «Антиплагиате» исчезает...
О том же говорит и Алексей Казак, председатель Российского профсоюза студентов и уполномоченный по правам студенчества в РФ:
- Борьба с плагиатом постепенно превратилась в «охоту на ведьм». Благое начинание стало использоваться для давления на конкурентов и достижения политических выгод. А теперь «Антиплагиат» стал орудием давления на студенческих активистов - если раньше «прижать» или отчислить студентов можно было только в ходе сессии, на зачетах и экзаменах, то теперь это можно сделать в любой момент учебного года. Ведь если что-то хотят найти, то всегда найдут.
А вот известный своими разоблачениями, активный член сообщества антиплагиаторов, журналист и блогер Сергей Пархоменко крайне скептически относится к подобным мероприятиям:
- Это называется контрпропаганда — она исходит от людей, которые напуганы подъемом движения против фальшивок: чиновников, депутатов, университетского и академического начальства. И упор в такой контрпропаганде делается на то, чтобы как можно больше народа «слышали звон», не понимая сути. Чтобы запутать ситуацию, навести вокруг исследования диссертаций некий негативный флер. При этом ни сама система «Антиплагиат», ни эти протестующие не имеют ни малейшего отношения к деятельности нашего сообщества «Диссернет», поскольку мы занимаемся диссертациями чиновников и политиков, и не посягаем ни на каких студентов. Мы вообще не пользуемся системой «Антиплагиат» и нам безразлична вся шумиха вокруг неё — что, дескать, она не сертифицирована, принадлежит каким-то сомнительным владельцам, что создана с коммерческой целью. Мы используем собственные программы поиска, которые, к тому же, применяются исключительно на начальном этапе — чтобы выявить подозрения и направления для поиска. А потом мы работаем исключительно с бумагой и карандашом, поэтому нас невозможно обвинить в каких-то компьютерных ошибках, сбоях и т.д. Все, что мы находим и показываем, человек, имеющий глаза и здравый смысл, опровергнуть не в состоянии.