Проверить свою грамотность смогут все желающие - на всех шести континентах планеты организованы специальные площадки для написания диктанта, а также в Сети будет проводится онлайн-трансляция.
Добровольный диктант для всех желающих будут зачитывать известные актеры, музыканты, писатели, государственные деятели и профессиональные филологи. Например, в Москве диктовать будут Леонид Ярмольник (МВШСЭН), Алексей Кортнев (МЭСИ), Юрий Колокольников (МГУ), Дмитрий Быков (РУДН). В прошлом году на журфаке МГУ то же самое делала Тина Канделаки.
В Лондоне текст прочитает популярная журналистка Божена Рынска, в Сиднее — Народный артист СССР Александр Диаманди. Автор текста диктанта, писательница Дина Рубина прочтет его в Новосибирском государственном университете, где 10 лет назад и был придуман «Тотальный диктант». «Это публицистический текст. Размышление о том, что такое современные коммуникации, и можно было бы сказать так: интернет — это зло или благо? И, наверное, во время написания можно свою позицию понять и определить», - объяснила Рубина.
Планируется, что в этом году диктант будут писать около 30 тысяч человек. По словам Ольги Ребковец, заявки на участие поступают до сих пор, но «опоздавшие» смогут написать его только под онлайн-трансляцию. Организаторы говорят, что организовано более 300 площадок «Тотального диктанта». На них ожидается по 3-3,5 тысячи участников. Однако вместимость площадок достигает 5 тысяч человек, поэтому написать смогут все желающие. Главное - зарегистрироваться на сайте «Тотального диктанта» на той площадке, куда вы собираетесь прийти.
Диктант, как и в прошлом году, будет разделен на три части. Первую начнут писать в 9.00 мск в Австралии и на Дальнем Востоке. Вторую, в 12.00 мск — напишут Сибирь, Урал, Казахстан. В 15.00 к акции подключатся Центральная часть России, Европа и даже Антарктида. Для США акция начнется в 23.00 мск, когда там настанет утро.
Проверяют работы на добровольных началах профессиональные филологи. Критерии весьма жесткие: для «пятерки» допускаются 2 ошибки в пунктуации, «четыре»- это максимум одна орфографическая и четыре пунктуационные ошибки. «Тройку» ставят за семь ошибок, ну, а дальше - «двойка».
Кстати, итоги, как правило, неутешительные: в прошлом году 61% писавших диктант россиян получили «пары», 28% - «трояки», «четверки» - 10%, отличников оказался лишь 1%. Но сам факт того, что народ тратит время на переписку глубоких по содержанию текстов, радует.
В некоторых городах отличникам положены призы. Например, в Екатеринбурге это билеты в театры.
Напомним текст, который великий фантаст написал специально для акции в 2010 году.
«В ЧЕМ ПРИЧИНА УПАДКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕСТЬ ЛИ ОН ВООБЩЕ?
Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вообще и Языка в частности – это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания – и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».
Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик – это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, – но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что – вместе с нами.