Борьба с конкретной фальсификацией научных работ – лишь надводная часть айсберга, подчеркнул Филиппов. Впереди, по его словам, «стратегические решения». Так. в ближайшее время Минобрнауки проведет стратификацию всех вузов страны, а, говоря проще, разобьет их на три неравные группы: те, что будут выпускать только бакалавров; те, кому разрешат готовить и магистров; и те немногие, где останется аспирантура. Правда, насколько сожмется их число, глава ВАК не уточнил, но дал понять: за рубежом, к примеру, в США, такое право имеют меньше половины университетов. Таким образом, вскоре большая часть российских аспирантов и прочих соискателей будет защищаться в «чужих вузах».
Более того. В течение трех лет, уточнил Филиппов «МК», страна перейдет на мировую, многоуровневую модель: Бакалавр —Магистр – Доктор. (Роль последнего в нашей стране до сих пор играла степень кандидата наук). При этом научное сообщество может не беспокоиться: традиционная для нашей страны степень доктора наук останется, но будет даваться по узко специальным проблемам.
Борьба с фальсификацией диссертаций ужесточится, пообещал новый глава ВАК. Так, более суровыми станут правила предзащитных публикаций: нынешние, по словам Филиппова, «слишком мягкие». В этой связи их число существенно возрастет: для докторских – с 7 до 10 обязательных публикаций, а для кандидатских – с 1 до 3. Количество же журналов ВАК, напротив, сильно сократится: останутся, по словам Филиппова, лишь самые сильные, а всякие «Мурзилки» исчезнут. При этом Россия создаст собственную мировую базу данных – скорее всего, на базе Российского индекса научного цитирования. Важно и другое. Все публикации, особо подчеркнул Филиппов, «должны быть бесплатными для аспирантов. Если узнаем, что журнал требует с них деньги – лишим статуса издания ВАК. Платить должен вуз, где пройдет защита».
Сохранение диссовета вообще окажется дорогим удовольствием. Так, университет будет доплачивать и вторую зарплату своему профессору, вошедшему в состав экспертной комиссии ВАК. В общей сложности таким образом набежит порядка 140-150 тыс. в месяц. И эта сумма, разъяснил Филиппов «МК», станет хорошим противоядием от соблазна участвовать в фальсификациях работ
Впрочем, изменятся и процедуры самих защит, уточнил он «МК». Так, уже в мае этого года в Санкт-Петербургском госуниверситете пройдет первая защита кандидатской без участия ВАК. Всю ответственность за качество работы будет нести диссовет, а Высшая аттестационная комиссия будет лишь контролировать ситуацию. Для докторских предлагается другая схема – с так называемым «черным», заранее неизвестным оппонентом.
Сам ВАК также реформируется. Его состав, руководство в лице председателя и замов, а также члены всех 50 экспертных советов будут обновляться каждые 4 года. При этом все будет гласным: кандидатов будут обсуждать публично (сбор заявок уже начат), а поименные списки экспертных комиссий будут вывешиваться в интернете (сейчас, как лично убедился Медведев, узнать их состав совершенно невозможно). Новые комиссии будут сформированы к середине июня и сразу приступят к сокращению числа диссертационных советов на местах. Тогда же, по словам Филиппова, начнется подготовка постановления правительства о новой системе научных степеней в России.
Тем временем продолжится борьба с текущими нарушениями. В «работе» ВАК сразу 15 диссертаций, защищенных с «липовыми» публикациями. Во всяком случае, пока обнаружить их никак не удается. Разбирается ВАК и с «сотнями обращений ученых по проверке плагиата». Так что на подходе новые «сеансы с разоблачениями» и последующим аннулированием ученой степени. (К слову сказать, у себя в РУДН в качестве ректора Владимир Филиппов уже дал указание проверить всех защитившихся по специальности «История», а также разоблачил плагиатора на инженерном факультете).
Для более эффективной борьбы с плагиатом в России, похоже, будет создана единая система – как дал понять Филиппов, на основе системы Антиплагиат Российской государственной библиотеки. Выявлению же фальсификаций в будущем, по его словам, поможет предварительное размещение в интернете не только авторефератов, но и полных текстов диссертационных работ. До сих пор получить их можно было только за деньги. Так что воплощение идеи ударит по коммерсантам, ведущим данный промысел.
В любом случае, имена фальсификаторов, включая самых высокопоставленных, Филиппов пообещал предавать гласности – «чтобы другим неповадно было. В результате чиновники, которые раньше искали, кому бы заплатить за диссертацию, уже готовы заплатить большие суммы, лишь бы об их липовых диссертациях никто не упоминал».