Какая же одежда подойдет школьникам лучше всего? «МК» обратился к ведущим российским дизайнерам и спросил их мнение на этот счет.
Многие (родители, учителя, чиновники) не прочь вернуть и советский вариант одежды школьников. Не удивительно, что школьная форма образца СССР так надолго осталась в народной памяти. Ведь ее носили несколько поколений! Ввели пресловутые коричневые платья и кители через несколько лет после Великой отечественной войны — в 1949 году. А отменили форму аж в 1992-м, вместе с развалом Союза. И что удивительно, за полвека вариант формы практически не менялся. Только в 80-х ввели для старшеклассников синие «тройки».
- Со школьной формой у каждой семьи связано много воспоминаний, - считает президент благотворительного фонда Татьяна Михалкова. - Эти закупки в «Детском мире», манжеты, фартуки... Я вплоть до старших классов носила ее, как-то особо не задумываясь. А потом, помню, у меня случился бунт. Как-то я там фартук модернизировала. Меня даже к директору вызывали.
Татьяна Евгеньевна и сейчас считает, что вводить форму надо, однако для старшеклассников необходимо оставить некоторые послабления:
- В хороших школах с историей и после ухода формы образца СССР, традиция всем одеваться одинаково осталась. По крайней мере, в том учебном заведении, которое закончили мои дети и внуки, всегда был обязательным синий школьный комплект. И это замечательно! Мальчики в пиджаках смотрятся такими подтянутыми, серьезными. Девочки в веселых клетчатых юбочках. Однако, ближе к концу обучения заставлять детей надевать приевшуюся клетку стало сложно. Так что я бы советовала просто оставить какие-то рекомендации — классические брюки, водолазки. Не более того.
Модельер Виктория Андреянова призналась, что за все 10 лет школьной жизни у нее было всего-то 3 комплекта школьной формы:
- Просто с каждым годом платья становились все короче и короче, - смеется она. - Что не могло меня не радовать. Сидела форма на мне всегда отменно, так как моя мама полностью перешивала ее на мою фигуру.
В целом же модельер признается, что любила СССРовскую форму. И считает, что неплохо бы на государственном уровне и сегодня принять какие-то единые стандарты.
Например, обязать производителей использовать качественные полушерстяные ткани. Мало того, что они комфортные, так еще и очень ноские и долговечные. Ну и что касается фасонов, то как-то нужно их унифицировать. Потому что наверняка сейчас, на фоне такого увеличения заказав на школьную форму, многие дизайнеры будут тешить свое тщеславие. Я же считаю, что ученикам не нужны никакие изыски, невероятные аксессуары и прочие креативы. Чем проще — тем лучше. Но при этом, конечно же, форма должна быть элегантной.
Андреянова считает, что не плохо бы было взять пример с западных стран — например, Англии и Франции. Там во всей стране приняты к ношению в школах пиджаки одного фасона, а низ при этом может быть абсолютно любой:
- Причем он един как для мальчиков, так и для девочек. Такой классический клубный пиджак. Конечно, на малышах такой смотрится несколько мешковато. Но на детях постарше — солидно и красиво. При этом, цвет пиджака (синий, зеленый, фиолетовый, в клеточку или полоску) определяет непосредственно школа. Так же есть место на кармашке для эмблемы учебного заведения.
Виктория вполне справедливо считает, что такая усредненность поможет значительно сократить и стоимость униформы. Ведь не нужно будет постоянно разрабатывать новые эскизы и лекала.
Отмена школьной формы в 1992 году положительно повлияла на молодого, перспективного дизайнера Викторию Газинскую:
- Думаю, зачатки моей будущей профессии возникли именно в старших классах. Надоевшую форму отменили, и я стала больше задумываться о том, что надеть. Стала обращать внимание на других. Однако сейчас, спустя годы, и я вспоминаю коричневые платья с ностальгической теплотой.
Правда, Газинская, создатель креативных и смелых моделей, сегодня не видит себя создателем современной школьной формы:
- Если только для какой-нибудь маленькой, частной гимназии, где руководство не склонно подавлять учеников, - рассуждает модельер.
У некоторых складывается впечатление, что в нашей стране события, связанные со школьной формой, что-то да знаменуют. А если точнее, видоизменения политического режима. Судите сами — пришли коммунисты и царская школьная форма стала «буржуазным пережитком». «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, - вспоминает выпускница 1909 года московской гимназия № 36 Валентина Савицкая. - Считалось, что она символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика». На смену царской формы, через несколько десятилетий, когда страсти улеглись и власть коммунистов стала незыблема, вновь пришла школьная форма — уже советская. И отменяется она сразу после развала СССР. Теперь же — снова вводится... К чему бы это?