— Обществознание — самый востребованный предмет по выбору: ежегодно его сдают больше 50%, а в некоторых регионах больше 70% выпускников, — рассказала зам. руководителя Федерального института педагогических измерений Ольга Котова. — Во-первых, это вступительный экзамен практически на все гуманитарные специальности. А во-вторых, считается, что это предмет понятный, поскольку в отличие, скажем, от физики или химии весь понятийный аппарат здесь объясним даже на бытовом уровне. Но это иллюзия. Действительно, по обществознанию сравнительно мало неудовлетворительных оценок. Но и высоких баллов (80–100) очень мало.
Чаще всего ошибки делаются в блоках «Экономика» и «Правоведение». В меньшей степени — по политологии. Так, самыми страшными вопросами прошлого года, по словам Котовой, оказались вопросы о государственном конституционном устройстве России: как формируется структура власти, как делятся полномочия. Так, непреодолимым для большинства оказался вопрос: «Назвать три ветви власти в России и хотя бы по одному полномочию каждой». Все это, подчеркнула Котова, следствие низкого общего уровня ребят. Из-за этого в некоторых работах тезис о социальности человека 11-классники пытались доказывать на примере Чебурашки. (Этот ответ им, разумеется, не засчитали.)
Еще хуже обстоит дело с попытками связать теорию с практикой, дополнила руководитель предметной комиссии по обществознанию Анна Лазебникова:
— Основные потери баллов происходят в части «С». Самое трудное задание — подкрепить те или иные теоретические утверждения конкретным примером, хотя бы из собственного социального опыта ребенка. Переход от обобщений к конкретному у нас очень труден — даже для взрослых. Получается как в советское время: отдельно теория, отдельно реальная жизнь.
В 2013 году резких изменений КИМов по обществознанию не планируется, заверила она: лишь задание В-5 на различение разных видов суждений в тексте социального характера усложнится (их надо будет распределить не по двум, а по трем категориям), а в задании С-8 надо будет составить план: как выстроить сюжет и выделить в нем структурные единицы.
Кроме того, задание С-8 будет оцениваться не в 2, а в 3 балла, а С-9 по-прежнему в 5 баллов, но один из них будет добавляться лишь за отсутствие ошибок в рассуждениях об общих принципах. Например, если выпускник говорит о рыночной экономике, но вдруг указывает, что государство устанавливает цены на товары и услуги, то он лишится этого балла.
— Таким образом, изменения будут не кардинальными. Модель экзамена пока сохранится в полном объеме. Но что будет с переходом на новые стандарты, я не могу даже предположить, — подвела черту Лазебникова.
Впрочем, главная проблема в другом, считает практик, учитель истории и обществознания школы №1062 Лариса Иркова:
— Основная трудность — это дети! И главная проблема современного ученика заключается в отсутствии мотивации к учебе. Я готовлю к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет и вижу: мотивация с каждым годом падает, хотя безумное желание поступить в престижный вуз, а затем занять руководящую должность сохраняется. Особенно явно это проявляется в Москве: мотивация детей в регионах гораздо выше, чем в столице. Кроме того, в Москве всего 1 час по обществознанию в неделю. А этого слишком мало!