Тина, как скажется "демографическая яма" 1990-х годов на качестве российского образования?
Тина Канделаки: По данным статистики, через несколько лет количество молодежи, а значит, и потенциальных абитуриентов, сократится примерно в 2,5 раза. В этом случае учебным заведениям придется отказаться от конкурсных испытаний и буквально драться за студентов. В последние годы коммерческие вузы и платные отделения государственных институтов и так набирают все меньше студентов. Впоследствии многие из них просто закроются, а те, что останутся на плаву, будут вынуждены оптимизировать свои расходы. Без дополнительного финансирования учебные заведения не смогут закупить новое оборудование и будут вынуждены учить студентов на устаревших материалах. А чтобы заполнить бюджетные отделения, институты снизят проходной балл. В результате после выпуска мы получим средних специалистов, это все не улучшит конкурентоспособность нашего рынка. Чтобы эта тенденция не стала реальностью, необходимо выработать комплекс мер, которые смягчат влияние "демографической ямы" на высшую школу. Сокращения количества вузов и параллельно программа по созданию системы федеральных университетов идет уже несколько лет.
Каковы ваши предложения по преодолению грядущего кризиса российского образования?
Т.К.: Я уверена, что преодолеть намечающийся кризис поможет только комплексная реформа высшей школы. Если мы сейчас не предпримем меры, то "демографическая яма" 90-х годов уже через несколько лет выльется в существенный отток абитуриентов, а это сразу ударит по российским вузам. Нельзя уповать только на государство. Чтобы максимально безболезненно пережить кризис, учебным заведениям необходимо наладить сотрудничество с бизнесом. Помимо финансирования вузов и отдельных студентов, здесь открывается много новых возможностей: это и совместные кафедры на факультетах, и постоянные семинары представителей бизнеса, на которых они поделятся опытом и параллельно будут присматривать себе будущих сотрудников. Также я уверена, что необходимо сокращать количество учителей, за счет чего высвобождать ресурсы для улучшения условий труда для оставшихся. Необходим скорейший переход на систему разделения бюджетов школ на три уровня, необходима реформа науки. Все эти процессы связаны друг с другом.
На ваш взгляд, в Европе образование лучше, чем в России?
Т.К.: Образование в Европе и США не столько лучше российского, сколько эффективнее. У нас фундаментальная теоретическая школа, в то время как на Западе образовательные программы ориентированы на рынок. Во-первых, западная система высшего образования позволяет студенту самому сформировать интересное ему расписание. Во-вторых, большинство преподавателей в Европе и США - это молодая научная элита и действующие специалисты, исходя из этого и методический материал более актуален. В то время как у нас многие необходимые предметы все еще читают по устаревшим программам уже немолодые преподаватели. Конечно, эта проблема не имеет такого влияния на точные науки (в которых мы по-прежнему сохраняем сильные позиции), но на гуманитарную сферу это оказывает поистине решающее значение. К тому же западные вузы уделяют большое внимание практике и стажировкам своих студентов. У нас этот аспект высшего образования пока стопорится.
Как вы полагаете, современные российские вузы и школы дают возможность раскрытия потенциала учащихся? Что можно предпринять для расширения таких возможностей?
Т.К.: В России по факту сейчас нет эффективных инструментов для поиска и отбора молодых "мозгов". Как я уже писала в своем блоге, талантливые дети, вместо того чтобы развивать свои способности, занимаются выживанием. Они хотят быть в эпицентре, но их никто не замечает. На телевидении есть передачи "Умницы и умники" и "Самый умный", вокруг которых формируются клубы молодых интеллектуалов, но этого катастрофически мало. Чтобы отыскать молодые дарования и в полной мере раскрыть их потенциал, нужно сформировать федеральную систему конкурсного отбора талантливых детей. И в рамках этой программы разработать систему мотиваций, которая бы привлекала ребят: например, льготное поступление в лучшие вузы, гранты на научные разработки, стартовый капитал для создания собственного бизнеса. Сейчас вместе со своей командой я занимаюсь созданием специализированного ресурса для талантливых детей. Однако это только технический вопрос.
Начинаться все должно непосредственно на местах - в школах и вузах. Времена меняются, и учителя должны перестраиваться на новый тип мышления. Я понимаю, это сложно, но иначе они не поймут молодое поколение, не разглядят таланты. Создатель сайта Chatroulette.com Андрей Терновский в школе не встретил ничего, кроме раздражения по поводу прогулов, когда он уехал в США. У меня есть подозрение, что некоторые преподаватели вообще не очень хорошо себе представляют, что такое Интернет, а ведь им живет сегодня вся молодежь. Почему бы педагогу тоже не завести страничку в социальной сети, чтобы лучше понять, чем живут молодые люди? Может, в школе талант не раскрывается, но зато человек блистательно пишет в ЖЖ, вдруг он второй Набоков? Всегда нужно проверять, а не ставить на человеке крест.