Компании не из вредности отказываются принимать молодых специалистов на работу, просто зачастую они не удовлетворены уровнем знаний, которые студенты получают в стенах институтов и университетов. Четверть опрошенных, 26%, признались, что стараются вообще не иметь дела с выпускниками без опыта. «Молодого человека приходится всему переучивать, инвестировать в него время и деньги», – сетуют они. Рассуждая о качестве российского высшего образования, многие директора говорят об оторванности от жизни, устаревших принципах, намеренном отказе вузов от мониторинга реальных потребностей рынка.
Вместе с тем некоторые работодатели согласны выращивать специалистов «под себя» – 10% респондентов выделяют средства на поддержку студентов. Они проводят спецкурсы, помогают в написании дипломных работ, организуют летнюю практику, особо талантливых ребят отправляют на стажировки, в некоторых случаях выплачивают стипендии. К таким мерам прибегают немногие компании, поскольку существует ряд сдерживающих факторов. Например, работодатели боятся, что студент, в образование которого они несколько лет инвестировали, в последний момент откажется работать по специальности и начнет искать себя в других сферах. «Молодые люди мобильны, и после окончания вуза могут резко поменять свои планы, даже признать выбранную профессию своей ошибкой», – объясняют респонденты.
Работодатели хотят заручиться гарантиями на случай рисков: например, согласны заниматься студентами в обмен на налоговые послабления со стороны государства. Представители бизнеса призывают к сотрудничеству и вузы – те должны знать, что нужно рынку, фиксировать, какой процент выпускников трудоустроился по специальности, информировать компании о своих учебных программах. И хотя подавляющее большинство работодателей сегодня открещиваются от прямых инвестиций в молодое поколение, 70% респондентов полагают, что эту практику следует укреплять, возможно, даже вывести данный проект на государственный уровень.