Более 4,5 тысячи сотрудников и студентов подписали письмо Президенту России в защиту своего ректора Михаила Пальцева от очередного “наезда”. Актовый зал Центрального клинического корпуса на Большой Пироговской улице забит до отказа: студенты, преподаватели стоят в проходах и даже за распахнутой дверью.
По тому, как выступающие добровольно поднимались на трибуну, мероприятие не было дежурным, скорее — потребностью. Казалось бы, всего лишь собрание профсоюзного актива. Но именно профессионального союза! Выходит, за последние годы нас все же приучили бороться за свои права, в данном случае — за справедливость.
Справка "МК"
Михаил Пальцев, дважды академик (РАН и РАМН), первый вице-президент Российской академии медицинских наук, руководитель секции физиологии большой академии (РАН), член межведомственных советов по присуждению премий Правительства РФ в области науки и техники и премий в области образования, эксперт ВОЗ. Лауреат Госпремии СССР и премий Правительства РФ и Президента РФ. Награжден орденами Дружбы, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени, делегат на Поместном соборе в нынешнем январе, где выбирали патриарха Русской православной церкви.
“Мы защищаем себя, а не только ректора”; “Пальцева избрал ученый совет академии, это тот ректор, который нам нужен”; “Он не дал разбазарить материально-техническую базу, колоссальную недвижимость академии. Кому-то понадобился этот лакомый кусок”; “Пальцев — ректор с мировым именем, и если так поступают с ним, то что тогда говорить о нас, рядовых гражданах?”; “Это удар наотмашь: коллектив лихорадит, градус слухов зашкаливает. Ректор наш плоть от плоти, и мы его будем защищать!” — неслось с трибуны из уст преподавателей, академиков, студентов, и зал провожал их одобрительными аплодисментами.
Было ощущение, что произошло нечто чудовищное. Что? Но в том-то и беда, что не только в коллективе, но даже в ученом совете, который избрал Пальцева ректором, нет ясности, в чем же обвиняют их руководителя? Слухи растут и обрастают все новыми подробностями уже более двух недель. А может, правы сотрудники академии, подозревающие банальный рейдерский захват лакомого куска недвижимости: десятков зданий, в том числе и в центре Москвы, дорогой земли, успешного вуза, устоявшего во всех кризисах?
Официально
В результате межведомственной проверки, проведенной Генпрокуратурой совместно с Минздравсоцразвития, МВД, МЧС и ряда других ведомств в Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, возбуждено два уголовных дела по фактам неэффективного использования медицинского оборудования, поставленного в медицинское учреждение в рамках нацпроекта “Здоровье”, и нецелевого расходования бюджетных средств. Это повлекло за собой нерациональное расходование бюджетных средств в размере 22 млн. руб., а также использование не по назначению федерального имущества. Одновременно Генпрокуратура внесла представление главе Минздравсоцразвития, в котором поставила вопрос об освобождении от должности ректора Михаила Пальцева.
Вот так сразу, как говорится, без суда. Информация тут же была слита в СМИ.
Держите “вора”?
Заметьте, ректор известной на весь мир Сеченовки обвиняется не в присвоении миллионов, а в “нерациональном использовании медицинского оборудования и нецелевом расходовании бюджетных средств”. Кстати, деньги из федерального бюджета выделены в октябре 2008 года, с ноября по декабрь они израсходованы в размере 21 млн. 988 тыс. 500 рублей на цели, “не соответствующие условиям их получения”. Но на благо академии же. Как видим, почти до копейки! Разве руководителю с 22-летним стажем не виднее, что в первую очередь приобретать вузу? По слухам, проверяющие увидели два компьютерных томографа в заводской упаковке (как раз на те самые миллионы), которые пока простаивают. (Но таких примеров по России пруд пруди, когда высокотехнологичное оборудование по нацпроекту “Здоровье” в клиники завезли, но не готовы кадры, не знают, как к ним подступиться, не хватает средств на их установку или пока нет помещения. Разве за это надо судить и снимать с работы?)
КСТАТИ. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова ведет свою историю с 1755 года от создания медицинского факультета в МГУ. Сегодня в ее стенах обучаются более 10 тысяч студентов из разных городов России и 85 зарубежных стран. В ее структуру входят 14 факультетов, 17 разнопрофильных клиник и 11 лабораторий, пять НИИ и 35 научно-исследовательских отделов и лабораторий.
“Это банальное рейдерство”, — предполагают самые догадливые сотрудники академии. Огромная недвижимость по всему городу, отремонтированные учебные и административные корпуса, новые построенные здания, прекрасно налаженный учебный процесс… Во всяком случае, ни один из собравшихся в актовом зале на профактив, при свободном микрофоне не бросил камень в спину ректору. Напротив.
“…Выражаем свое полное доверие действующему ректору академии. Коллектив знает М.А.Пальцева более 20 лет как талантливого ученого, энергичного руководителя, глубоко порядочного человека, безгранично преданного интересам нашей академии, российской медицины, науки и государства. Он — достойный продолжатель лучших традиций отечественной высшей медицинской школы. Пользуется признанным авторитетом среди сотрудников, ученых, академической молодежи и студентов”, — говорится в обращении открытого собрания профактива академии к министру Т.А.Голиковой.
За годы “прихватизации” Пальцев был непреклонен и сохранил имущественный комплекс академии. Даже мне известен факт (писала об этом в “МК”), как ректор стеной стоял, чтобы уберечь спортивно-оздоровительный лагерь “Сеченовец” — базу отдыха для своих студентов на берегу Черного моря (близ Туапсе). Несмотря на “дикий рынок”, ректору удалось отстоять лагерь от “местных аборигенов”, теперь городок отмечает свой 45-й день рождения. И в этом году откроет свои двери новым студентам, хотя понятно, что хозяйство это затратное. А если бы его продать, можно озолотиться. Или на этом месте отгрохать, например, гостиницу и стричь купоны. Но Пальцев этого не делает.
Шок и непонимание
— У нас, у студентов, резкое отторжение вызывает клевета, которую возводят не только на ректора, но и на всю нашу академию, и это очень обидно, — говорит студентка 6-го курса лечфака Анна Ермолаева. — Мы с закрытыми глазами готовы подписаться за ректора. Ректор у нас ассоциируется только с Пальцевым, а Пальцев — с академией. Это абсолютно открытый, добрый и доступный человек. А сколько он сделал для нашей академии и для каждого студента! Только за последнее время построен новый учебный корпус на юго-западе для фармацевтического факультета. Открыт замечательный центр практических навыков, где студенты могут воочию наблюдать медицинские процессы, которые сложно иногда увидеть даже на пациентах, узнавать новости из операционных. Построено еще одно студенческое общежитие, хорошо отремонтированы и благоустроены старые — некоторые и дома не живут в таких условиях. А главное — в Сеченовке прекрасно налажен учебный процесс. На лекции не ходить просто невозможно: мы же будущие врачи!
— Во всем медицинском мире наша академия считается одной из лучших по подготовке квалифицированных кадров, — добавил студент 6-го курса лечфака Илья Ершов. — Специалистов, закончивших Сеченовку, берут везде с руками. Это говорит о том, что уровень подготовки знаний врачей — не просто высокий, а очень высокий. В этом огромнейшая заслуга нашего ректора — он сумел собрать и объединить огромное количество профессоров, кандидатов, докторов медицинских наук, членкоров, академиков, нас обучают специалисты даже с мировым именем. Вы не найдете ни одного студента, который бы не сказал: “Я горжусь этой академией”. Это не громкие слова. То, что сейчас идет возня вокруг нашей академии, — для меня это шок и непонимание. И не на пользу учебному процессу.
— Нашего ректора просто “заказали”, — констатировала старейший сотрудник академии Светлана Сергеевна Скворцова, проработавшая здесь 35 лет, сейчас заместитель председателя Совета по эстетическому воспитанию студентов. — Кто-то очень хочет занять место Пальцева. Это не только мое мнение, это мнение большинства студентов. Возможно, завелась “паршивая овца” (и не одна) в нашем вузе — в таком большом коллективе всегда найдутся обиженные, кто имеет чрезмерное мнение о себе и о своих возможностях. Такие есть в любом месте. Что касается новой кандидатуры на место Пальцева, я не вижу ни одной, кто мог бы сравниться с ним по целому ряду личных качеств. Это прекрасный организатор и очень высокой культуры человек, ученый с мировым именем и великий труженик — работает с утра до ночи. Как говорится, вкалывает. Просто так лучший в России медицинский вуз не создашь — так не бывает.
Слишком лакомый кусок
Игорь Денисов, первый заместитель ректора ММА им. Сеченова, доктор медицинских наук. (Кстати, Игорь Николаевич посчитал за честь пойти в замы к Пальцеву, между прочим, с поста министра здравоохранения СССР в 1991 году — после распада Союза — и уже поработав ректором Рязанского медицинского института.)
— Количество зданий, принадлежащих нашей академии в разных концах Москвы, в том числе и в центре, исчисляются десятками. К большому сожалению, именно такая материальная база является предметом ревностного отношения к ММА, — убежден Игорь Николаевич. — В условиях рынка — это завидная собственность плюс дорогая земля. Кому-то это и не дает покоя. То, что в нашем вузе создана крепкая материально-техническая база для подготовки квалифицированных медицинских кадров, — заслуга в первую очередь Михаила Александровича. Причем в кризисные годы. Сегодня не осталось ни одного здания, которое бы не претерпело ремонт, реконструкцию. Самым большим богатством академии считаю то, что у нас есть лечебные клиники на 3200 коек. Такая инфраструктура позволяет и во времена кризиса находиться в рейтинге ведущих вузов. Одни это оценивают позитивно, другим хочется “схватить”, уж слишком лакомый кусок.
Несмотря на сложные в экономическом отношении годы, ничего не потеряно, напротив, очень многое приобретено. Вот это здание, где мы сейчас беседуем (улица Трубецкая, дом 8), построено лет 5 назад. Здесь расположены административные службы, учебные кафедры, Центральный научно-исследовательский центр (НИЦ), где проводятся все медицинские исследования. Одна из последних строек — крупнейший фармацевтический комплекс в Тропареве (на юго-западе Москвы) — сдан год назад. Современнейший учебный корпус отдан одному из бурно развивающихся — фармацевтическому факультету. Там созданы все условия для обучения студентов и для занятий научными исследованиями. В перспективе это учебно-научно-производственный комплекс, где вся работа будет нацелена на разработку новых лекарств. Я как бывший министр здравоохранения СССР могу утверждать: сегодня ни один медицинский вуз страны не имеет такой инфраструктуры. Все эти годы мы вкладывали деньги в развитие академии, хотя это были не лучшие времена с экономической точки зрения. Теперь эта инфраструктура позволяет в рамках Московской медицинской академии иметь замкнутый цикл подготовки квалифицированных медработников, растить ученую смену. К чести Пальцева, ни года академия не обходилась без стройки, без новации, без расширения и приумножения как в материальном, так и в методическом плане.
Убежден: сегодняшняя возня вокруг нашего вуза — не в интересах высшей школы, образования студентов, подготовки специалистов и всего коллектива. Не стоит искать врага там, где его нет. Нас проверяли десятки различных комиссий (я и сам бываю в этой роли), но выводы всегда представлялись ректорату и ученому совету. А мы о результатах проверки нашей академии Генпрокуратурой узнали из СМИ. И по сей день пользуемся только слухами и информацией из газет. Наверное, это неправильно по отношению к 30-тысячному коллективу. И по отношению к Пальцеву — ключевой фигуре не только в нашей академии и в медицинском сообществе, ученому с мировым именем — несправедливо.
Хотелось бы верить, что мы живем в правовом государстве, имеем право голоса. Ректора выбирал коллектив на альтернативной основе по конкурсу, из трех кандидатур. Голосовали около 300 выборщиков. Причем тайно. Кандидатура Пальцева была принята единогласно. 1 декабря 2008 года министр Татьяна Голикова подписала трудовой контракт с Пальцевым на основе воли и доверия коллектива — быть именно ему ректором. 3 декабря 2008 года это решение утвердил ученый совет академии. Значит, и сейчас должны прислушаться к мнению коллектива, он тоже имеет право давать оценку своему руководителю.
Использование бюджетных денег на приобретение оборудования — кому как не ректору с таким стажем работы знать, что нужно сегодня вузу? Такие траты нельзя считать злоупотреблением и тем более преступлением! Понимаю, если бы на эти деньги приобрели недвижимость — это было бы грубым нарушение финансовой дисциплины. Но этого же нет! Прокуратура может констатировать факт. Материалы проверки якобы переданы в следственные органы, которые и должны во всем разобраться. И только суд в данной ситуации вправе определить виновность.
Сегодня все эти вопросы висят в воздухе — они у всех, кто работает и учится в академии, с кем мы сотрудничаем. Кроме информации из СМИ ничего не известно. Мы как слепые котята — не знаем, что академии инкриминируется. А за нашей спиной — тысячи студентов и сотрудников, преподавателей. Они идут к нам с вопросами, а мы не можем ничего объяснить. И Пальцев в неведении — тут не только давление подскочит. За ним же 30-тысячный коллектив. Я не могу сказать, что меня это не касается. Как первый проректор ко многим вопросам имею прямое отношение. Более двух недель коллектив лихорадит, хотя идет подготовка к экзаменам, в том числе выпускным. Скоро новый набор. А ситуация нерабочая, она дезорганизует. Через месяц начнутся отпуска — с каким настроением люди уйдут отдыхать? К чему они вернутся?
…На самом деле, какие цели преследовали проверяющие? Сеченовка по всем рейтингам в России — лидер по подготовке медицинских кадров. И по международным рейтингам вуз котируется как один из лучших. Во все кризисы академия не просто устояла, развивалась. Да, это государственный вуз с бюджетным финансированием. Но в условиях рынка на одном бюджете далеко не уедешь. Невозможно содержать в хорошем состоянии такое количество зданий, прилегающую территорию, оснащать учебные аудитории, административные помещения, строить и оснащать новое, привлекать к учебному процессу ведущих медицинских светил, академиков.
Как и во всех вузах, здесь частично введены платные формы обучения. Но и внебюджетные средства никто не положил себе в карман. Ректор Пальцев, по мнению многих ученых, неординарный человек, только и знал, что открывал, оснащал новые факультеты, строил новые корпуса, общежитие, обновлял технопарк... Кстати, именно в нелегкие в экономическом плане времена открыт и оснащен современным оборудованием новый стоматологический факультет, уже сделаны первые три выпуска специалистов. Так за все это надо поклониться ректору, а не шпынять за непонятную “халатность”.
“Минздравсоцразвития РФ изучит результаты проверки, проведенной Генпрокуратурой в академии им. Сеченова, и в ближайшее время по ним будут приняты решения, — сообщают новостные ленты. — Все проводимые действия направлены на эффективное использование бюджетных средств в целях улучшения качества образования и медицинской помощи”. Какие это будут улучшения? Слухи как снежный ком обрастают все новыми подробностями. Поговаривают, что “сам Зурабов имеет какие-то виды на Сеченовку”. Поживем — увидим.
…Как тут не поверить в предположение, что вездесущие рейдеры, прибрав к рукам более-менее приличные куски в промышленности, пошли в наступление на науку, образование, культуру. Лихорадит не только Сеченовку, но и ГИТИС, музей-заповедник А.С.Пушкина в Псковской области, готовит митинг в поддержку своего ректора коллектив Северного госмедуниверситета в Архангельске. Кто следующий?