Улица Забелина, 1. Здесь среди дюжины дверей, густо обклеенными вывесками, не сразу обнаружить неприметный вход в галерею "Экспо-88". Небольшое выставочное пространство на третьем этаже соседствует с турагентствами и другими мелким бизнесом. У них сегодня ни одного клиента: кажется, лавочки вообще решили не открываться, от греха подальше. А вот у выставочного зала - толпа.
- Человек сто там сейчас, - уверяет меня охранник. - Мы больше не будем пускать - место небольшое.
- А у вас оружие или бронижилет есть? А то вдруг вандалы?..
- Весна - время обострения для ненормальных. Но у нас нет оружия, мы так, голыми руками, если что… - улыбается мужчина в пиджаке на пару с крепким напарником.
В зале не протолкнуться. Свободное место только около серии картин, в центре которой красуется полотно "Суд". Оно пользуется наибольшей популярностью у журналистов и зрителей.
- Эта работа связана с абсурдом. Она - "девушка на шаре" как у Пикассо. Это показывает, как шатко положение Евгении сейчас, - говорит "МК" директор галереи Елена Яковлева. Как раз Яковлева выбирала 20 экспонатов для выставки из 60-ти картин Васильевой, которые та написала за полгода. Собственно, столько времени узница знаменитой квартиры на "золотой миле" практикуется в живописи. Начинала с копирования классических образцов, а потом перешла на собственные сюжеты. Конечно, за полгода Рембрандтом Васильева не стала - специалисту видно, что картины сделаны дилетантом. Но по словам Яковлевой, экс-чиновница Минобороны всерьез настроена превратиться в художника и уже выбирает место для следующей выставки. Премьеру намечает на осень.
Очевидно, Васильева затеяла эту премьеру с расчетом: вот она оказывается какая творческая: пишет стихи и картины: каталог к выставке, кстати, сопровождают ее писательскими опытами. "Ничего не стоит мне бояться - так как свет приходит после тьмы" - украшают строки репродукцию "Дамы с бокалом". Страдает в неволе, но не сдается. На эту тему и работа "К небу", на ней - девочка стоит на подоконнике и смотрит на ночные звезды. То же в работе "Клетка" - девочка в пещере и стены темницы исписаны стихами, а героиня смотрит на небо.
Вопрос - зачем Васильевой все это нужно? Хочет ли она передать какие-то послания своим бывшим коллегам, ныне находящимся под следствием? А может, пытается привлечь внимание к себе Анатолия Сердюкова, роман с которым давно перестал быть тайной? А, может, все прозаичнее: Васильева пытается оправдаться перед обществом: мол, никакая я не мошенница, а маленькая запутавшая девочка, пешка в чьей-то большой игре?
- Это пиар-акция чистой воды, - уверен лидер группы "Синие носы", художник Александр Шабуров, который не смог пропустить такой перформанс. - Сделана она, чтобы показать Васильеву не бандиткой, а тонко чувствующей девушкой. Я, когда в судмедэкспертизе работал, дал совет приятелю, который уходил в армию: ты говори, что ты фотограф или художник, и у тебя все будет хорошо. Тут то же самое: в армии и колонии любые таланты ценятся.
Евгения Васильева: художник в заточении