Для недобросовестных птицеловов праздник Благовещения во все времена был весьма доходным днем. И ныне ловцы с садками оккупировали парки и скверы около храмов столицы. Синицы, чижи, щеглы шли по 200 рублей, за нарядных, красногрудых снегирей просили 300. Опасаясь рейдов сотрудников полиции и зоозащитников, птиц продавали с оглядкой, из машин.
Прихожане охотно покупали птах, особенно те, кто пришел в церковь с детьми, загадывали желание и с радостью выпускали их на волю. Вот только ослабленные птицы, едва вспорхнув, оседали на ветках ближайших деревьев, а то и прямо на тротуаре. Сил у птах лететь уже не было. Торговцы тут же отгоняли их подальше.
Сторож храма Святителя Николая в Хамовниках рассказал нам, что из года в год утром после Благовещения в весенних лужах остаются десятки мертвых птиц.
Даром что зоозащитники накануне вышли к храмам с плакатами: «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!» — ловцы по-прежнему получают барыши, а наши граждане, отстегивая деньги, считают, что дарят птицам свободу.
— Каковы шансы у лесных птиц выжить в городских условиях? — спросили мы у орнитолога Елены Черновой.
— Птиц ловят в больших количествах, у одного торговца может быть в плену и 50, и сотня птах. В силках они нередко травмируются. Птиц держат в тесных клетках. Птахи отказываются от еды, переохлаждаются, бьются о сетку, ломают перья, разбивают в кровь клювы, слепнут от отсутствия света, получают тяжелейший стресс. Ошалевшие, голодные, страдающие от жажды, они просто обречены на гибель. Птицы, которые перезимовали в клетке, отвыкают жить на воле, быстро теряют навыки добывать пищу и тоже не выживают в природе.
— Но еще Пушкин писал: «Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!»
— Люди думают: какой красивый обычай — взять и выпустить птичку, спасти ее из неволи. Об участи этих птах мало кто задумывается. А потом у храмов можно наблюдать сотни этих бедных птиц-инвалидов, которые неспособны взлететь, и кучу кошек, которые пожирают пернатых бедолаг.
— Каких птиц обычно продают на Благовещение в столице?
— Это в основном мелкие воробьиные птицы: синицы, чижи, снегири, щуры. Собственно говоря, чем птичка ярче — тем она дороже.
— Торговцы предлагают купить и выпустить голубей. Может, это и есть альтернатива лесным певуньям?
— Безусловно, если это домашний голубь. Выпущенный из клетки, он спокойно вернется к себе на голубятню. Если это необученный птенец, он уже не найдет дорогу к дому.
— Какие санкции могут быть применены к торговцам птиц, которые были незаконно отловлены в лесу?
— У нас в этом плане достаточно несовершенное законодательство. К уголовной ответственности их не привлечешь, если только они не поймают одну из птиц, занесенных в Красную книгу. Этого все-таки обычно не происходит. С большим скрипом ловцов лесных птиц можно привлечь по статье о жестоком обращении с животными. Но и это очень и очень сложно.
— В последние годы во многих регионах России проводятся акции в защиту птиц. Это приносит результаты?
— Активистам удается договориться с полицией о совместных рейдах. Проходят пикеты «Благовещение без жертв, без убийств». Волонтеры, полиция, власть борются с продажей несчастных, замученных птах. Под общественным давлением практика массового выпуска птиц уже сходит на нет или по крайней мере уменьшаются ее масштабы. Надо просто перестать рекламировать эту традицию и убеждать граждан не покупать у торговцев птиц. Надо помнить, что, выпустив одну птичку, вы убьете несколько пернатых. Ведь при ловле одной птицы погибает еще несколько, а в итоге чем больше их продается, тем более прибыльным становится промысел и, следовательно, заказ на следующий год будет только увеличиваться.