Шекспир в лагере беженцев: Дети из воюющей Сирии сыграли «Короля Лира»

Постановщик выбирал будущих актеров не только по таланту, но и по биографии

«Шекспир проникает во все поры нашей жизни», — говорил Диккенс. Но даже этот великий выдумщик и рождественский сказочник вряд ли бы поверил тому, что первый бард англоязычного мира проник в лагерь сирийских беженцев Заатари, находящийся в иорданской пустыне.

Постановщик выбирал будущих актеров не только по таланту, но и по биографии

Заатари — это город из палаток и трейлеров. Город, изолированный от большого мира, это город песка и слез, город без деревьев и надежды. Его население — беженцы из Сирии, беженцы из трагедии, в которой рушились их дома и находили смерть их близкие. Здесь люди вздрагивают и просыпаются при малейшем шуме. Их терзают голод и жажда, кошмары и скука.

Сирийские беженцы составляют более половины 600-тысячного населения Заатари. А более половины этих беженцев моложе 18 лет. И только четверть из них ходит в школу. Родители спасали их от смерти, но превратили в потерянное поколение. Взрослые боятся отпускать детей в школу. Но боятся и того, что безделье заставит шататься их по лагерю, где их на каждом шагу подстерегают наркомания и проституция.

И вот в этот ад на земле пробился Шекспир. Его поводырем был Навар Бюльбюль, 40-летний сирийский актер. Он был хорошо известен во всем арабском мире, благодаря популярному историческому телесериалу «Баб эль-Хара». Когда в 2011 году началось восстание против Асада, Бюльбюль стал его активным участником. На митингах протеста он дирижировал антиасадовским скандированием толпы и вскоре попал в поле зрения органов безопасности. Поставленную им пьесу запретили для показа. Над сирийским соловьем стали сгущаться тучи. Ему «подсказали» выход: выступить по телевидению и покаяться в своих «грехах». Бюльбюль отказался и вместе со своей женой-француженкой бежал из страны.

Так Бюльбюля занесло в лагерь беженцев Заатари. Он осмотрелся, и ежедневная трагедия лагеря родила у него мысль поставить одну из трагедий Шекспира, именно трагедий, а не комедий, хотя смеха мало кто слышал в Заатари. В Заатари веселье в большой нехватке. Бюльбюль начал с того, чем обычно кончают актеры шекспировского театра — с «Короля Лира», владения которого, как и Сирия, были раздроблены. В качестве актеров он отобрал детей. «Они не знали, кто такой Шекспир, но они хорошо знали, что такое трагедия», — говорит Бюльбюль.

Репетиции продолжались несколько месяцев. Дети вживались в свои роли, а шекспировские герои в детей. Репетиции были общедоступными. Режиссер обучал не только актеров, но и зрителей. Так Шекспир «пошел в народ», еще не выйдя на подмостки. А вместе с ним и его гуманизм.

И вот, наконец, премьера «Короля Лира». Солнце палит беспощадно. Вместо сцены скалистый прямоугольник, обнесенный железной оградой, которую венчает колючая проволока. Это не «новое прочтение» драмы режиссером-авангардистом, это сама жизнь, ее «декорации». За спиной актеров расположился детский хор. Он комментирует происходящее на «сцене», в центре которой лицедействуют юные актеры. Зрители сидят прямо на раскаленной земле. Хор исполняет также «звуковые эффекты».

Мальчишка лет четырнадцати в грязных джинсах и с вырезанной из картона короной на голове, размахивает деревянным скипетром и провозглашает свое решение поделить королевство между дочерями. Старшие дочери короля тоже в картонных коронах и «драгоценностях» из пластика охмуряют своей лестью короля. Лишь младшая говорит правду и теряет свою долю наследства. Дети говорят на элегантном литературном языке. Это не только театр, но и школа, в которую они не ходят.

Зрители, хотя они уже знакомы с сюжетом трагедии и видели ее неоднократно на репетициях, тем не менее, темпераментно реагируют на все, происходящее на сцене.

— Лгуньи! Лицемерки! — кричат они старшим дочерям короля, отвечая эхом завыванию детского хора.

Крик продолжается пока «дочери» не осаживают вошедших в раж зрителей:

— Ну, хватит, заткнитесь!

— Справедливая» Правдивая» — скандируют зрители в поддержку младшей дочери. На сей раз их пытается остановить сам Лир.

В финале в «Короля Лира» неожиданно вторгается… «Гамлет». В момент безумия и смерти Лира, актеры, хор, а затем и зрители начинают скандировать по-арабски и по-английски: «Быть, или не быть!»

Девушки, играющие дочерей короля, плачут в три ручья. Дети-зрители яростно аплодируют. Они сильно возбуждены. Это первые аплодисменты в их жизни!

Бюльбюль выбирал будущих актеров не только по таланту, но и по биографии. 12-летняя Рован Аззам, одна из дочерей Лира, бежала с семьей из Дамаска, где правительственные войска сожгли столярную мастерскую ее отца и убили ее дядю и бабушку. Они жили в «квартале бунтовщиков». 13-летняя Бушра аль-Хомеид, игравшая другую дочь Лира, бежала из Сирии после того, как власти убили ее двоюродных сестру и брата.

Таким актерам легче вживаться в роль…

10 апреля легенде отечественной журналистики Мэлору Стуруа исполняется 86 лет. «МК» поздравляет Мэлора Георгиевича с днем рождения и желает ему всех благ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26499 от 10 апреля 2014

Заголовок в газете: Шекспир в лагере беженцев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру