Чтобы защитить права заключенных, Путину отправили фото из морга

Реплика Евы Меркачевой, специального корреспондента

Реплика Евы Меркачевой, специального корреспондента

тестовый баннер под заглавное изображение

Фото из морга и коллективное обращение десятков правозащитников получит на днях Президент РФ. И это будет одно из самых печальных писем, которое ему когда-либо отсылали. Авторы расскажут об одной истории, подтвердившей: настоящих правозащитников в России прессуют, а липовые — покрывают преступления.

Представьте, что вас избил полицейский. И вот вы, в слезах и синяках, пошли жаловаться... его коллеге-следователю, с которым тот в одном кабинете чай гоняет. Нет, он бы вас, конечно, выслушал, головой бы покачал, сказал бы, что безобразие все это, и пообещал наказать. А когда бы дверь за вами закрылась, от смеха бы под стол упал. Миллионам обиженных, униженных не до веселья, но многие из них сегодня в таком же положении. Те, кто еще недавно рулил целым управлением ФСИН или МВД и внаглую занимался сокрытием преступлений в отношении заключенных, сегодня защищают их права. Защищают в кавычках.

Давайте посмотрим, кто сегодня является омбудсменами в регионах. Вот несколько примеров: в Саратове — бывший глава территориального управления Минюста по фамилии Журик, в Башкирии — бывший замглавы местного МВД Каюмов, в Рязани — бывший руководитель академии ФСИН Гришко, в Тверской области — бывший сотрудник органов госбезопасности Бабичев... Каждый омбудсмен в среднем получает зарплату в 100–150 тысяч руб. Плюс из бюджета страны тратятся немалые деньги по содержанию всего его аппарата. Получается, все это пустые траты. Люди ищут защиты в основном в других структурах, потому как уполномоченные отвечают одними отписками, как чиновники почти всё спускают вниз и зачастую на тормозах.

Вторая беда еще страшнее. Бывшие опера, судьи и тюремщики стали массово рваться в ОНК (общественно-наблюдательные комиссии). Казалось бы, зачем им бороться за права граждан даром? Члены ОНК ведь не получают за свою деятельность ни копейки. А теперь хорошенечко подумаем... Вот в каком-нибудь СИЗО человека до смерти замучили, приехали по сигналу такие «правозащитники», покалякали с бывшими коллегами и выдали в отчете: умер-де человек сам, естественной смертью. Ломать систему изнутри пытались настоящие правозащитники, разоблачая отчеты своих липовых коллег. Худо-бедно это удавалось до недавнего времени. Но вот приключилась неприятная история... Альмира Жукова из башкирского ОНК проникла в морг и сделала фото убитого заключенного. Как только не уговаривали ее не публиковать снимки, как только не просили забыть об этом «случайном инциденте»! Бесполезно. Тогда ее взяли и исключили из ОНК — за это проголосовали экс-сотрудники МВД и ФСИН (теперь они — члены общественно-наблюдательной комиссии Башкирии). И так три раза. В последний — в марте — разбираться с ситуацией родственники заключенных попросили нового Уполномоченного по правам человека РФ Эллу Памфилову. По ее поручению выехал на место сотрудник ее аппарата... полковник ФСИН Леонов! Еще полгода назад этот тюремщик от имени ФСИН ругался с правозащитниками на заседаниях Президентского совета по правам человека. А теперь он, видимо, переродился — и поехал разбираться с ситуацией в качестве омбудсмена. Более того, его непосредственный руководитель — начальник отдела по защите прав заключенных в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ — не кто иной, как генерал внутренней службы и экс-начальник подмосковного УФСИН, ныне пенсионер с пенсией от ФСИН, Валерий Базунов. И именно он звонил Жуковой и кричал на нее, требуя снять с правозащитного сайта информацию о возбуждении уголовного дела по факту убийства того самого заключенного (фото из морга и многочисленные хождения по высоким кабинетам Жуковой сделали свое дело — лично глава СК Бастрыкин взял преступление под контроль). В общем, представители омбудсмена Жукову не восстановили. Тогда правозащитники обратились в СПЧ и попросили разобраться с этой историей. А тот поручил это «Комитету против пыток». Региональное отделение комитета возглавляет... бывший сотрудник МВД, да и вообще там полно экс-силовиков. Думаете, комитет нарушения нашел и за Жукову вступился? О чем вы?!

Круг замкнулся. Сегодня сломали одного настоящего правозащитника, завтра — любого другого. Все поняли: чтобы остаться в ОНК, надо не ходить по моргам и не фотографировать трупы, а чаи с генералами гонять да сказки журналистам рассказывать о реформе. А если хочешь все-таки помогать людям, то, кроме как на западные гранты (на них можно хотя бы открыть независимые организации), ничего и делать нельзя. Но тогда какой смысл был в замечательной идее главы государства развивать общественный контроль?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру