В одной из художественных галерей Италии уборщица выбросила два произведения современного искусства, приняв их за обычный мусор.
Привыкла, наверное, что художественные произведения висят в золоченых рамах на стенах или, изготовленные из мрамора или бронзы, стоят на постаментах. А тут просто картон и бумага лежат на полу.
Был бы картон качественный, может быть, как рачительная хозяйка она и не стала бы орудовать веником, прислонила бы инсталляцию к стенке. Но и картон и бумага, как видно, оказались совсем завалящими и не произвели на уборщицу никакого впечатления.
Давно известно, что художника обидеть может каждый. Но не до такой же степени, чтобы взять и выбросить творение на помойку. Причем ведь нет никакой гарантии, что кто-то там подберет это произведение искусства. Спасет, отреставрирует, сохранит для потомков.
Да и само искусство не сумело постоять за себя, вместо волшебной силы проявив волшебную слабость.
Так в чем же волшебство, спросите вы. Да в том, что стоимость этих ошметков целлюлозно-бумажной промышленности составляет 10 тысяч евро. По крайней мере, на такую сумму они были застрахованы. Может, даже с прямым умыслом, что их могут уничтожить.
А руководство местной коммуны, вместо того чтобы денег творцу дать, еще и глумится: мол, надо лучше доносить до зрителей свои художественные идеи.
На самом деле пора бы и этой коммуне, и всем нам уже привыкнуть, что никто с кистью или резцом не собирается париться годами, что-то там тщательно прорисовывать или проколупывать. А уж всякие там композиции-стилизации, барбизонские школы и золотые сечения вообще мало кому теперь нужны.
Чем больше всего люди любят любоваться? Известно чем — руинами исчезнувших цивилизаций. Соответственно, перед этим им очень нравится разрушать эти самые цивилизации.
Может быть, безвестный художник-авангардист, который так и останется безвестным, хотел через свои бумажные выверты продемонстрировать всю тщетность усилий подлинных служителей искусства.
Хотя, между нами говоря, если взберешься на Акрополь и взглянешь на остальные Афины с их разномастными многоэтажками, то создается впечатление, что это наверху город, а внизу какие-то кучи строительного мусора.
Но что поделаешь — приходится вглядываться в современные картины и убеждать себя, что это живопись, или, скажем, есть красный, круглый плод без вкуса и запаха с рыбьими генами и считать, что только такими и бывают помидоры. А еще каждый раз гадать, что скрывается за тем или иным информационным сообщением — правда, ложь, рекламный ход или обыкновенный розыгрыш.
А с другой стороны, раньше только избранные деятели искусства обладали творческим воображением, чем страшно кичились. При этом всем остальным они навязывали свое эстетическое чувство и то, что все должны потреблять. Сейчас же каждому приходится включать воображалку, чтобы понять не только язык искусства, но и коды бытия. А если сам захочешь что-нибудь наморосить, вообще проще простого — заходи в Интернет и пиши, рисуй что вздумается.
Смотришь, так постепенно на смену обществу потребления придет новый Ренессанс.
Семен Семеныч
Осенило
● Приятно иметь умных друзей, но где их берут другие — непонятно.
● Все лучшее отдает мужу. Это все, что осталось у нее от предыдущего мужа.
● Чтобы было мирное небо над головой, надо, чтобы небо защищали военные истребители.
● Не верит в чистую любовь. Все-таки уже не ребенок, перешел во второй класс.
● Сделала мужа счастливым: ушла к другому.
● Среди власть имущих все больше и больше неимущих.
● Будем стоять до последней крови за честь. А что это очередь такая короткая из желающих?
● Хочет бросить к ногам любимой весь мир. Зачем ей этот погрязший в грехах мир?
● Тропу войны превратили в хорошо вымощенную дорогу.
● Врача уволили за халатность; вылечил богатого пациента раньше времени...
● С завтрашнего дня решил не врать; хотя нет, завтра у него важная деловая встреча...
Джанни Джанини
Ведущий — Джангули ГВИЛАВА, E-mail: satira@mk.ru