Тайны московских СИЗО: наркотики в колбасе и свидание молодоженов с санкции прокурора

Репортер «МК» принял участие в проверке «Матросской тишины»

Может ли блюститель закона быть добрым волшебником для зека? Кажется, это невероятно. Ведь для этих людей любой человек в форме – враг с другой стороны решетки. Ан нет. «Нам даже письма пишут, умоляя о личной встрече», - говорит начальник отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Москвы Сергей Горюнов. Каждый месяц он и его сотрудники проверяют семь следственных изоляторов столицы и стараются вникнуть во все проблемы зеков, выяснить, соблюдаются ли их права. На одну из проверок взяли и корреспондента «МК».

Репортер «МК» принял участие в проверке «Матросской тишины»

тестовый баннер под заглавное изображение

Все меняется, и характер жалоб тоже, - начинает свой рассказ Горюнов. - В последнее время поступает масса обращений, связанных с проведением медицинского освидетельствования для освобождения из-под стражи в связи с тяжелой болезнью. Есть установленный Правительством РФ порядок его проведения и перечень соответствующих заболеваний, но даже при отсутствии объективных оснований люди хотят пройти такое освидетельствование, надеясь, что их каким-то чудом освободят.

При обходах камерных помещений иногда поступают жалобы на неоказание медицинской помощи. Вот, например, одна из жалоб. Заключенный с флюсом жалуется, что обратился к врачу, но не получил медпомощь. Начинаем разбираться — выяснилось, что у мужчины глубокий кариес и необходимо удаление зуба, от чего он отказался. Зуб удалять не хочет, и от флюса страдает. После проведенной беседы он согласился с медицинскими показаниями.

Кроме того, сейчас в СИЗО увеличилось количество желающих заключить брак. Одной паре нам пришлось помогать. Администрация одного из СИЗО отказала в свидании после регистрации брака. Начали разбираться и выяснили, что администрация следственного изолятора неправильно истолковала требования закона и посчитала за положенное свидание саму регистрацию. После нашей проверки виновные были привлечены к дисциплинарной ответственности.

СПРАВКА «МК»

В 2013 году нами были проведены 94 проверки, в связи с выявленными нарушениями руководителям учреждений УФСИН России по Москве было внесено 49 представлений, 14 протестов, 100 должностных лиц по требованию прокуратуры привлечены к ответственности, 6 уволены.

У нас есть специальный кабинет в СИЗО, где заключенный может побеседовать с прокурорским работником с глазу на глаз. Пошли мы на это после множества письменных просьб — ведь не все решаются открыться прокурору при сокамерниках.- У нас в отделе шесть человек. И отбор серьезный. Необходимо иметь опыт следственной работы, знать оперативно-розыскную деятельность, гражданско-правовые сделки. И главное, иметь опыт общения с людьми.

Какие вопросы чаще всего задают ревизорам от прокуратуры? И часто ли удовлетворяются жалобы?

- Не более 3 – 4 жалоб в год. Бывают жалобы на непредоставление свиданий с родственниками, количество и вес передач. Просят, чтобы отправили в колонию, которая поближе к жене. А иногда люди находятся в СИЗО по полгода и за это время ни разу не видели своего следователя! Причем человек сидит, например, за банальную кражу. Мы информируем об этом надзирающего за расследованием дела прокурора.

- Что можно сказать об условиях содержания под стражей?

- Раньше нас просто заваливали жалобами по поводу жутких условий: неисправная сантехника, закрытые жалюзями окна, не пропускающие свет, лампочка, которая либо совсем не горела, либо горела круглосуточно, посменный сон, плохое питание...

В результате принимаемых прокуратурой города мер удалось решить ряд серьезных проблем, связанных с материально-бытовым и медико-санитарным обеспечением заключенных, стабилизировать ситуацию с лечебно-профилактической работой, оказанием специализированной медицинской помощи не только в условиях изоляторов, но и в учреждениях Департамента здравоохранения города. Сейчас во всех камерах есть отгороженный санузел, все арестованные обеспечены индивидуальным спальным местом. При проверке следим, чтобы был необходимый набор мебели: стол, стулья, полочки под продукты и другие предметы быта. Не течет ли сантехника, насколько исправно радио. Продукты питания и другие разрешенные к использованию предметы теперь можно заказать в Интернет-магазине, терминалы которого доступны для всех лиц, содержащихся под стражей.

Фото: MK-TV.

Проверкой СИЗО-1, куда взяли корреспондента «МК», руководил зампрокурора города Борис Марков при участии начальника отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Москвы Сергея Горюнова, начальника УФСИН России по Москве Анатолия Тихомирова и начальника СИЗО «Матросская тишина» Владимира Клочека, а также представителей Общественной наблюдательной комиссии г.Москвы.

МОСКОВСКИЕ СИЗО В ЦИФРАХ

В настоящее время московские СИЗО переполнены на 21% , в 2013 году на 13%.

Превышенный лимит сотрудники ФСИН связывают как с увеличением территории в связи с присоединением Новой Москвы, так и с увеличением сроков расследования дел. Количество арестованных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 10%, при этом люди по прежнему содержатся в СИЗО длительное время, в среднем от 6-ти месяцев до одного года, в том числе по обвинению в совершении преступлений небольшой и средней тяжести.

По данным ФСИН, даже при перенаселении камер права подследственных стараются соблюдать. Увеличена продолжительность прогулки, есть дополнительная помывка в бане. В текущем году начнется строительство нового режимного корпуса на территории СИЗО№ 7. Проблему переполнения следственных изоляторов обсуждали и в Мосгорсуде.

Сотрудники прокуратуры считают, что необходим более взвешенный подход к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, особенно за преступления небольшой и средней тяжести. А также принятие мер по сокращению сроков предварительного следствия и судебного разбирательства.

Вместе с прокурорами заходим в камеру следственного изолятора.

У вас тут в СИЗО — курорт. - говорит один из обитателей камеры, гость с юга. - У нас в Средней Азии же в изоляторах — бардак. Чего-то добиться от администрации – невозможно.

- Я уже в московском СИЗО не первый раз — добавляет его сокамерник. И все никак не могу привыкнуть, что в полу отражаюсь (после ремонта в камерах уложили новый пол). Теперь и желать вроде нечего. Домой бы поскорее.

Но были к прокурорам и другие обращения.

У меня заболевание хроническое, при всех говорить не хочу, но хочу, чтобы врачи посмотрели.

А вы письменно с этим к администрации обращались? — спрашивает Марков.

- Нет, я лучше сразу к вам, напрямую.

- А вы не могли бы следователя ко мне привести — говорит еще один обитатель. А то я восьмой месяц сижу — и его еще не видел.

- А почему сигареты, колбасу «ломают»?

Терпеливо, как маленькому ребенку, Марков разъясняет мужчине установленный законом порядок досмотра поступающих посылок и передач.

Один из обитателей спрашивает, можно ли передать гуманитарную помощь от аптеки. Марков советует согласовать этот вопрос с администрацией СИЗО. Кстати, людей по камерам помогают распределять психологи. Они общаются с вновь прибывшими, составляют психологический портрет, а затем дают рекомендации по поводу его будущих сокамерников. Конечно, спокойному и медлительному некомфортно будет находиться рядом с агрессивным бунтарем.

Идем в камеру, где висит табличка «на особом контроле». Рядом - фамилия уроженца Средней Азии и номер статьи - 105 часть 2 УК РФ. Здесь содержится склонный к побегу и суициду. Надзор за ним усиленный.

Суициды – тоже очень актуальная проблема столичных изоляторов, отмечают сотрудники прокуратуры. По каждому такому факту проводится проверка и принимаются меры прокурорского реагирования. Вот недавно покончил с собой один наркоман. Первый раз пытался перерезать себе вены. Отвезли его в больницу, только вернулся в изолятор – и снова предпринял попытку. На этот раз своего добился.

При этом прокуроры уверены, что суицидальные попытки можно предотвратить.

А мы направляемся в карцер.

«Сижу за изготовление бражной жидкости», — признается проверяющим находящийся там мужчина. «Да, это просто бич — вздыхают работники СИЗО – Ее умудряются сделать даже на хлебе и воде. Также часто попадают за нарушение правил внутреннего распорядка: межкамерная связь, хранение запрещенных предметов. Хотя карцер - это крайняя мера. Ему предшествует беседа, затем выговор. У попавших сюда есть возможность полежать на кровати только в ночное время – потом она блокируется. Также запрещаются передачи.

Спрашиваем зампрокурора города Бориса Маркова о результатах проверки. На наш взгляд, и нарушений-то не было. Но Борис Петрович хитро щурится: он успел увидеть нарушения. Например, веревки, протянутые в камерах, отдельные нарушения материально-бытовых условий. И ряд других моментов, которые будут учтены.

Еще необходимо будет проверить помещение приема передач – говорит Марков, - недопустимо, чтобы люди там стояли в многочасовых очередях. Потом заглянуть к работникам хозяйственного отряда — проверить соблюдение норм трудового права. Кстати, сами работники изолятора говорят, что сейчас желающих попасть в хозотряд стало меньше – осужденные к лишению свободы предпочитают отправиться в колонию. Это связано с тем, что московские суды редко применяют условно-досрочное освобождение осужденных, работающих в хозотрядах СИЗО.

По-прежнему одной из важных проблем является нехватка врачей для предоставления всех видов услуг. Среди заключенных сейчас очень много наркоманов, страдающих ВИЧ и гепатитом (их число доходит до 15-20 %), а из-за ослабленного иммунитета к ним цепляются разные заболевания и любая инфекция может дать осложнения.

Нахождение больных в камерах исключено. - говорит Марков. - Туберкулез и другие заболевания держат под строгим контролем.

Кстати, недавно в одном СИЗО был случай, когда заразилась туберкулезом врач, прямо перед выходом на пенсию. Начали разбираться — выяснилось, что женщина настолько потеряла бдительность, что листала медкарты больных, слюнявя палец.

И тут же зампрокурора дает указание подготовить личные дела находящихся в карцере — для проверки законности их нахождения там. Еще будет проверена больница. Там тоже есть свои нарушения режима содержания — например, больного заставляют быть дежурным по камере в больнице. Или, например, наказывают за то, что человек не спал в ночное время.

Самым тщательным образом исследуются смертельные случаи - по каждому факту проводится прокурорская проверка. Как результат, смертность в столичных СИЗО упала в три раза. Это подтверждает и Антон Цветков, председатель московской общественной наблюдательной комиссии (2011 год - 63 умерших, 2013-й - 21). При этом он говорит, что необходимо более качественное взаимодействие с департаментом здравоохранения, поскольку часто для консультаций в СИЗО не привлекаются гражданские специалисты, например, офтальмологи и урологи. Словом, работы за решеткой всем хватит.

Смотрите видео: "Сидеть" - одно удовольствие

"Сидеть" - одно удовольствие

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26506 от 18 апреля 2014

Заголовок в газете: О чем шумят в «Тишине»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру