И это не преувеличение. Уже сейчас у некоторых автошкол приостанавливают лицензии, а ряд других государство наказывает стотысячными штрафами. Причем наказывает за свое собственное — государственное — разгильдяйство.
Дело в том, что сегодня ни одна автошкола страны не может работать, не согласовав с ГИБДД программу обучения, включающую в том числе довольно жесткие требования к педсоставу и материальной базе автокурсов (классы, автомобили, площадки и пр.). И если с обучением на привычные категории А, В, С, D ситуация еще более-менее терпимая, то с получением «прав» на новые категории и подкатегории просто беда. Для них программ обучения просто не существовало в природе. В итоге сегодня граждане страны не могут пройти обучение и сдать экзамен на право управления транспортными средствами с автоматической коробкой передач. 16-летние подростки лишены возможности пройти обучение вождению мопедов и стать полноправными участниками дорожного движения, что может повлечь очередной всплеск аварийности с их участием уже нынешней весной.
Та же ситуация, по сути, сложилась и с подкатегориями A1 (мотоциклы малой мощности), B1 (трициклы и квадроциклы), C1 (автомобили массой больше 3,5 т), D1 (пассажирские перевозки), C1E, D1E (транспортные средства категорий С1 и D1 с прицепами, масса которых превышает 750 кг). То есть в некоторых случаях попахивает уже и запретом на профессию.
Впрочем, и с «традиционными» А, В, С, D все очень неоднозначно. Если брать по гамбургскому счету, то после вступления в минувшем году в силу поправок в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и КоАП по старым программам и на эти категории учить сегодня уже нельзя! Более того, даже премьер-министр России, озаботившись девятым валом аварийности в стране, потребовал от Минобра в срочном порядке разработать новые программы профессионального обучения водителей транспортных средств. И они были разработаны. И даже согласованы с профильными ведомствами — ГИБДД, Минтрансом и Минздравом.
Но затем начались странности. Документ (он оформляется как приказ министра образования и науки РФ) на два месяца пропал в последней утверждающей его инстанции — Минюсте. После чего был возвращен Минобру. Нет, отечественная юстиция не нашла в нем ни толики коррупционноемкости. Просто в последний момент спохватилась, что многострадальным программам не хватает так называемой оценки регулирующего воздействия (ОВР). Она, кто не знает, подразумевает отсев необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта и дает ответ, достигает ли новое регулирование поставленных целей, прогнозирует его последствия.
Мягко говоря, удивительная история! Многоопытным минюстовцам потребовалось целых 60 дней только на то, чтобы обнаружить, что был нарушен порядок подачи документа на госрегистрацию и не хватает какой-то справки? Да, простите, даже делопроизводитель с десятью классами образования заштатного ЖЭКа осведомлен о том, какой пакет документов требуется от заявителя для совершения того или иного бюрократического действа. И при отсутствии малейшей бумажонки откажет вам в приеме. А тут обмишулился целый штат высоколобых профессионалов? Шутить изволите?
И лично у меня есть предположения, почему возникла проволочка с минобровскими программами, а также о том, кому это выгодно. Против них ополчились так называемые серые и портфельные автошколы, не просто не способные работать по новым прогрессивным методикам, но и не желающие этого делать в силу большой затратности. Старые же программы обучения позволяют, не вкладывая ни копейки в обновление материально-технической базы, не привлекая высококлассных преподавателей, сокращая до минимума процесс обучения, работать по демпинговым ценам, в итоге выпуская на дороги недоучек. При этом сообщество «серых» сумело-таки поднять такую волну протеста против новых программ, что, наверное, просто испугало Минюст, и он решил перестраховаться. Хотя, замечу, «протест» этот, изначально построенный на заведомой лжи, и гроша ломаного не стоит. Или стоит? И далеко не гроша?..
Но как бы то ни было, теперь дело встало за таким серьезным ведомством, как Минэкономразвития России. Именно здесь занимаются упомянутой выше оценкой регулирующего воздействия того или иного нормативного акта. Не знаю, насколько осведомлены сотрудники соответствующего департамента этого министерства о катастрофическом положении дел в сфере безопасности дорожного движения, но теперь судьба новых программ обучения водителей зависит только от них. При этом стараниями Минюста у Минэкономразвития есть всего две недели, чтобы согласиться с позицией Минобра, МВД и Минтранса об их крайней целесообразности. Более длительное рассмотрение или отрицательная рецензия как минимум отодвинет реформу обучения водителей на полгода-год, а как максимум приведет к тотальному нарушению права граждан на получение «прав».