На симферопольских улицах особых перемен пока не заметно. Разве что пропали украинские флаги — на всех административных зданиях флаги РФ и Крыма. Со здания Верховного Совета исчез герб Украины. Однако его фасад по-прежнему украшает надпись «Верховная Рада Крыма» на украинском языке. Рабочие монтируют перед зданием леса. Но зачем — отвечать отказываются. Правительство Крыма уже сообщило, что для ненужных отныне символов украинской власти будет создан пункт сбора, где будут складировать снятые с учреждений гербы и флаги. Потом все это имущество отправят в Киев. «Мы распорядимся этим имуществом деликатно. Крым не приемлет вандализма, который демонстрируют его ненавистники и идейные враги», — цитирует пресс-служба председателя парламента Владимира Константинова.
Вооруженные люди в камуфляже без опознавательных знаков (их здесь называют зелеными человечками) еще несколько дней назад сняли охрану правительственных учреждений. В городе их нигде не видно. А вот здание симферопольского городского совета по-прежнему украшено двумя табличками — на русском и украинском — с гербом и флагом Украины.
В Симферополе течет обычная жизнь: работают магазины, кафе, аптеки, общественный транспорт. Продовольственные магазины завалены свежими продуктами, очередей нигде нет.
Однако некоторые негативные последствия «крымской революции» мне, как говорится, пришлось испытать на своей шкуре. Оказалось, что моя пластиковая карточка, выданная российским банком, не принимается ни в отделениях, ни в банкоматах его украинской «дочки». Снять с нее наличные нельзя. Еще две недели назад проблем не было. Сотрудники симферопольского отделения банка объяснили, что еще 13 марта они получили распоряжение от руководства в Киеве «обслуживать только граждан Украины».
А вот Приват-банк спонсора украинских националистов Игоря Коломойского не выдает деньги даже гражданам Украины. Около его неработающих банкоматов толпятся люди. На запертых дверях висит загадочное объявление: «Отделение работает без клиентов в связи с переходом на расчеты рублями». На самом деле рубли пока нигде не принимают, все расчеты по-прежнему в гривнах. Наша гостиница, платежи в которой раньше производились через Приват-банк, тоже перешла на работу с другим банком. Кстати, несколько крымчан мне жаловались, что Приват-банк и в лучшие свои времена воровал у них деньги с карточек.
Частный бизнес пока не знает, чего ему ждать. Но особого беспокойства никто не испытывает. «Ничего не изменилось, работаем в штатном режиме», — пояснили мне сотрудники магазина украинской фирмы «Алло», торгующей мобильниками. — Нам сказали, что все будет в порядке, рабочие места сохраняются. Будем работать в правовом поле РФ». По словам продавцов, все операторы мобильной связи, в том числе и «Киев-стар», будут работать по-прежнему, платежи принимаются. «Премьер Аксенов заявил, что будет перерегистрация частных предприятий, но не за счет владельцев, а за счет бюджета, — рассказал мне менеджер одного из кафе Евгений. — Я не думаю, что с этим будут какие-то сложности. Проблем мы не ждем. Тем более что будет переходный период. Придется, конечно, изучать российское законодательство. Пока еще слишком мало времени прошло после референдума, чтобы знать детали».
«Любое крымское предприятие получает регистрацию в симферопольском исполкоме, — рассказал мне менеджер салона по продаже каминов Николай. — Вся база данных в Симферополе. Просто будет постепенная адаптация к российскому законодательству. У нас одна проблема: поставщик, с которым мы работаем, находится на территории Украины».
В киосках «Союзпечать» говорят, что украинская пресса поступает с перебоями. В одном из киосков мне сказали, что последнее поступление было еще 13 марта. С теми газетами, которые печатаются в Крыму, проблем нет.
«Мы готовимся работать в составе РФ, — сообщил «МК» заместитель директора государственного предприятия «Укрпочта». — Будем называться «Крымпочта», как 20 лет назад, и будем входить в состав почты России. Сегодня Украина нас во многих вопросах, связанных с переводами, с посылками, доставками, пенсиями, уже не поддерживает. Раньше мы были полностью на финансировании Украины. Проблема в том, что мы обслуживаем около 40% пенсионеров. Пока все они пенсии получают, но проблема может возникнуть уже на днях. Правда, мы получили гарантии от Москвы, что перебоев с выплатой пенсий не будет. Сделать так, чтобы люди на себе не ощутили неудобств, — это главная задача. Россия нас очень сильно поддерживает. В тот день, когда Киев нам полностью перекроет финансирование, мы получим помощь со стороны России. Но еще вчера финансирование было в полном объеме».
Как заверили сотрудники почты, из Крыма в Киев пока по-прежнему можно без проблем отправить письмо, посылку, перевод.
Олег — мелкий предприниматель. Он делает сувениры, красивые кованые решетки, продает эмаль для ювелирных изделий. В свободное время подрабатывает на такси. Он голосовал на референдуме за Россию. И теперь делится со мной своими сомнениями: не изменится ли его жизнь к худшему?
— Сейчас я работаю, только когда сам хочу. Выполнил заказ, получил деньги, могу отдохнуть. Работаю без лицензии, налоги не плачу. Менты ничего доказать не могут. Мне так удобно. Мы привыкли жить в условиях украинской коррупции. У нас можно купить сим-карту без паспорта. А в России нельзя! И по сим-карте меня сразу вычислят. Когда мы будем в России, придется регистрироваться, получать лицензию. А у меня слишком маленькие объемы работ, все заработанное уйдет на налоги. Надо будет прощаться со свободой и начинать серьезный бизнес. Или наниматься куда-то на постоянную работу.
Крым.