Власти Малайзии считают, что исчезновение «Боинга-777-200», который ищут уже около недели, — это результат угона. Под подозрение попали капитан Захария Ахмад Шах и его первый помощник Фарик Абдул Хамид. Как сообщает Agence France-Presse, малайзийская полиция уже провела обыски в доме Ахмад Шаха. По данным местных СМИ, капитан, за плечами которого 18 365 часов полета, был настолько увлечен своей работой, что даже собрал авиасимулятор у себя дома. Друг Ахмад Шаха Питер Чонг заявил в интервью CNN, что капитан — это очень профессиональный летчик, который невероятно любил свою работу. «Он не смог бы решиться на угон», — заявил Чонг телеканалу. О первом помощнике Ахмад Шаха известно немного. Это летчик, за плечами которого 2763 часа полета. Правда, как отмечает CNN, один раз он был замечен за тем, что пустил в кабину постороннего пассажира, что строжайше запрещено. Как сообщает Би-би-си, к нему домой также нагрянули полицейские.
О том, что могло произойти с малайзийским лайнером и как именно мог быть осуществлен предполагаемый угон, «МК» рассказал член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО. «Есть несколько версий, — рассказывает «МК» эксперт. — Если есть желание, чтобы тебя не нашли, то, тот, кто это сделал на самолете, сделал все абсолютно правильно. Он отключил приемоответчик — гражданские локаторы перестали принимать информацию о его высоте, о направлении движения, о скорости его движения. Причем это было сделано на границе движения малайского гражданского локатора при передаче в зону ответственности Вьетнама. То есть этот человек знал, что делает. Он прекратил работу оборудования ACARS, по которому связываются с различными наземными станциями обслуживания в авиакомпаниях, которые могут подсказать, что делать в случае каких-то технических неисправностей, которые отслеживают работу различных систем воздушного судна, и т.д.
Сейчас появилась информация о двух траекториях... Одна — через Бенгальский залив, через Индию, Афганистан, через другие страны в сторону Казахстана, Таджикистана, Туркмении... И вторая траектория — отраженная — с той же точки, но в юго-западном направлении в сторону южной части Индийского океана. Такое расхождение, потому что спутник, который это засек, находится на очень высокой орбите — где-то в районе 35 тысяч километров над уровнем земли, — поэтому с него трудно определить траекторию движения.
Дальше мы начинаем думать — каковы были причины незаконного вмешательства в действия экипажа или действия экипажа при удавшейся попытке угона. Если были какие-то связи с известными террористическими группами, то нужно много шума, нужна реакция, нужно сделать что-то такое, как в свое время в Нью-Йорке... Как известно, в Куала-Лумпуре находится небоскреб Петронас Билдинг, который долгое время был одним из самых высоких зданий в мире... Но ничего не произошло, самолет проследовал мимо Куала-Лумпура, намного севернее до определенной точки. Причем она соответствовала географической точке одного из маршрутов, по которому следуют самолеты гражданской авиации. То есть либо пилот, либо другие люди, которые проникли в кабину экипажа, владели этой информацией.
После того как были отключены ответчики, ACARS, радиосвязь, по некоторым данным, самолет набрал эшелон полета 450-й, это 45 тысяч футов, практически 15 км. Это та высота, на которой эксплуатация самолета «Боинг-777» не предусмотрена, но данные некоторых служб говорят именно об этом. В связи с высокой разреженностью воздуха полет становится очень неустойчивым, самолет близок к сваливанию. Кроме того, резко падает производительность систем надува воздуха. Если самолет летел на такой высоте, то пассажиры испытывали очень неприятные ощущения, которые могли повредить их здоровью. Потом у нас есть данные, что самолет снизился до высоты в 23 тысячи футов. Когда американцы проводили испытания такого снижения, то пришли к выводу, что конструкции самолета не рассчитаны на выдерживание таких перегрузок. Но, может быть, информация от тех технических источников, которые использовались при определении высот, была ошибочной.
Сейчас проходит информация о том, что кто-то из членов экипажа причастен к угону. Возможно, кто-то из пилотов испытывал некоторые политические пристрастия и принял решение выразить свое отношение к тому, что произошло в Малайзии или вокруг нее, вот таким своеобразным образом. Когда мы начинаем рассуждать о возможностях, мы забываем о родственниках пассажиров. Когда люди начинают гадать, они вольно или невольно воздействуют на чувства близких. Именно поэтому Международная организация гражданской авиации требует в одном из своих документов непроверенную до конца информацию не разглашать».