— Я в детстве в Крым в санаторий ездил! С женой езжу! Путин прав! — кричит с бульвара человек в черной кожанке. Его сопровождает девушка в леопардовых лосинах, леопардовой футболке и леопардовой шубе.
— Заткнись, придурок! В стойло! — отвечает немолодой мужчина со значком пацифика на груди.
Заявка на согласование оппозиционного шествия была подана в конце февраля. Власти Москвы не приняли предложенный маршрут от Тверской до Площади Революции, предложив альтернативный вариант — от Тверской до проспекта Академика Сахарова. Разрешенная численность участников - 50 тысяч. Активисты приняли предложение...
К часу дня на Страстном бульваре начали скапливаться люди. Прохожие, удивленно следуя мимо турникетов, спрашивали о происходящем полицейских. «Митинг оппозиции. То ли за ввод войск в Крым, то ли против", — сказал корреспонденту „МК“ сотрудник полиции. Перегородив дорогу, стояли рамки металлодетекторов — досматривали споро, пропускали быстро.
Как и на любом согласованном митинге, у входа активисты организовали раздачу листовок. Группа инициативных товарищей предлагала людям рулоны туалетной бумаги с отпечатанными законами «взбесившегося принтера». Оргкомитет свалил у бордюра груду флагов, чтобы каждый желающий мог взять символику. Украинские флаги закончились гораздо быстрее, чем российские. Также симпатичного вида девушки раздавали желтые значки с пацификом — символом мира.
На шествии были замечены депутат Госдумы от «СР» Дмитрий Гудков, экс-депутат Госдумы от «СР» Геннадий Гудков (отец Дмитрия), председатель партии «РПР-ПАРНАС» и депутат ярославской облдумы Борис Немцов, участницы «Pussy Riot» Надежда Толоконникова и Мария Алехина, председатель «Солидарности» Илья Яшин, супруга Навального Юлия, руководитель московского отделения «Партии прогресса» Николай Ляскин. В толпе периодически проявлялся Андрей Макаревич, украсивший голову черной ковбойской шляпой.
Среди лозунгов звучали:
— Хватит врать и воевать;
— Руки прочь от Украины;
— Нет войне.
В голове колонны шли беспартийные, в их рядах двигались Немцов и Гудковы. Следом образовалась небольшая дыра, потом — коалиция партий Прогресса и 5 декабря (через некоторое время к ним присоединился и «Демократический выбор"). За ними — уже совсем общая колонна — «За вашу и нашу свободу». Замыкали шествие анархисты, коммунисты и, как сообщил «МК» представитель оргкомитета, несколько футбольных фанатов. В общем, все те, кого страшно показывать фотографирующей прессе.
Шли весело, но медленно.
«Я должен здесь быть. — отвечал Вадим, студент МГСУ. — Когда я сижу на кухне и молчу, люди интерпретируют это так, будто мне плевать. Вопрос о судьбе Крыма надо было решать, когда Украина отделялясь от СССР». Далее Вадим поделился сокровенным — по его словам, он только вернулся из армии, и горячо поддерживает отказ от обязательной службы.
— Свободу!.. — кричала толпа.
— Алексею Полиховичу! — вторил человек с рупором. Он называл имена заключенных по «Болотному делу» (его фигурантам в середине февраля дали от 2 с половиной до 4 лет лишения свободы).
— Свободу!..
— Андрею Барабанову! — и так далее.
В гущу народа периодически протискивались граждане, не вполне понимающие, что происходит. Достаточно забавно выглядели молодые люди, пытавшиеся узнать, как пройти к цирку на Цветном. «А вы за ввод войск в Крым?» — грозно интересовался у них седой мужчина с плакатом «Руки прочь от Украины». Юноша, держащий за руку спутницу, не сразу нашелся, что ответить. «Против?..« - то ли спросил, то ли утвердил он. «В таком случае выходите вот тут, потом идите вперед. Как увидите здание…» — пустился в объяснения удовлетворенный активист.
Подчас в толпе возникали конфликты. Лбами столкнулись активисты — один из «Демвыбора», второй — с плакатом «Крым наш, даёшь Аляску». «У вас мозгов нет! С таким плакатом вас «Единая Россия ждет!» — угрожал либерал-консерватор. Человек с неочевидным плакатом сути стычки не понимал, робко оправдываясь — мол, ирония же. В конечно итоге откуда-то из толпы протянули шариковую ручку — и шутник приписал в «подвале» плаката — «Шутка!!!».
«Оппозиция — это пятая колонна, купленная на доллары и печеньки», — доказывала подруге женщина средних лет в серой куртке. Как раз в этот момент шествие пересекло Цветной бульвар, где скопилось некоторое количество противоположно настроенной публики. «Фашисты! Бандеровцы!» — кричали они из-за полицейского заграждения. После я выяснил — это были опоздавшие с «Сути времени» — шествия против натиска неонацизма на Украине.
Хоть акция и называлась «Маршем мира», не меньше говорили и о цензуре. Активисты, расстроенные «наездами» на «Дождь» и сменой главреда в Ленте.ру, призывали товарищей запускать другие способы информирования. Какие конкретно, впрочем, не указывалось. «Я против цензуры в любой форме. Особенно — интернет-цензуры. Интернет создавался свободным. Попытки его ограничить не приведут ни к чему, кроме возрастающей компьютерной подкованности людей», — сообщил «МК» гражданин Британии, очень кстати вышедший из кафе.
Долго ли, коротко ли, головная колонна достигла пересечения проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Здесь была установлена небольшая сцена. Пока люди не подтянулись, организаторы поставили музыку. Трек-лист варьировался от Бориса Гребенщикова до «Океана Эльзи». «Я не сдамся без бою… Я не сдамся без бою», — завывал Вакарчук. А толпа всё прибывала и прибывала. Люди заняли не только проезжую часть, но и тротуары.
Наконец, начали митинг. Ведущими были Петр Царьков, сопредседатель «Солидарности» и Александр Рыклин, главред «Ежедневного журнала».
— Здравствуйте, друзья! — начал Царьков.
— У-у-у, — отвечала толпа.
— Нас здесь около 50 тысяч.
— У-у-у!
— Это одна из самых больших акций за последние несколько лет!
— У-у-у!!!
Митинг можно было считать открытым. Сперва выступили Немцов, посуливший рост цен, и Яшин, поцитировавший строки Пушкина, написанные в адрес самодержца.
"Слава России! Слава Украине!» ,— несся голос над толпой. Что интересно, на «слава России» люди отвечали «слава России», а на «слава Украине» — «героям слава». Налицо разница в отношении.
Николай Ляскин поблагодарил присутствующих за участие и говорил преимущественно о цензуре (чего и следовало ждать от соратника недавно забаненного Навального).
"Теперь вы все ответственны за распространение честной информации. Именно от вас зависит, узнают ли люди правду. Будем ли мы общаться с соседями и друзьями?!« — спросил Ляскин. «Да!» — донеслось до сцены.
Открытием дня стало, безусловно, выступление Толоконниковой и Алехиной. Последняя с успехом воспользовалась ситуацией вокруг Pussy Riot (на активисток чуть ли не каждую неделю нападают с кулаками — прим. автора) — и выкрасила волосы зеленкой. Толоконникова говорила первой: «Здесь мы собрались за мир и нашу и вашу свободу. Люди, которые собрались здесь — это другая Россия, которую я хочу видеть. Это неравнодушные, честные люди. Я верю в вас и люблю вас!»
Мария Алехина, выступавшая с российским триколором в руках, была более категорична, помянув дуло пистолета, легитимность-нелигитимность, плюс правду.
— Первое. Отдать приказ о немедленном выводе всех российских войск с территории Крыма.., — начал зачитывать антивоенную резолюцию Михаил Шнейдер, секретарь политсовета «Солидарности». - Прошу поддержать поднятием рук!
Руки поднялись.
— Спасибо, — закончил он и засобирался со сцены… Но через несколько секунд вспомнил. — Против есть?
— …
— Воздержавшиеся?
— …
— Принято единогласно!
Люди принялись расходиться. Пешеходный переход у «Красных ворот» долго не загорался зеленым. Мужчина в черной шапке вышел наперекор машинам, зачем-то известив — «Мы здесь власть!»