Как рассказывают пассажиры рейса Благовещенск—Москва, изначально их путешествие было самым обычным. Они приехали в аэропорт, зарегистрировались, сдали багаж, прошли в закрытую зону и стали ждать посадки. К 13.30 — когда самолет должен был уже готовиться к взлету, а на посадку их никто так и не позвал, — люди занервничали.
— Сначала объявили по громкой связи, что о вылете нам сообщат через 20 минут. Но в 13.50 заявили, что рейс переносят аж на 10 часов! Якобы из-за болезни пилота, — рассказал «МК» один из пассажиров рейса.
Однако утаить шило в мешке авиакомпании не удалось: несколько пассажиров видели экипаж предстоящего рейса. Им показалось, что пилоты «под градусом». Слухи моментально расползлись по аэропорту. Испуганные люди забили тревогу.
Родственник одной из пассажирок, который в Москве в ожидании ее вылета прождал несколько часов, рассказал: «Позвонила в панике внучка и сообщила, что они не могут вылететь из-за того, что пьян весь экипаж самолета».
В конце концов авиакомпании пришлось признать очевидное. Тем более что подозрения пассажиров подтвердил директор благовещенского аэропорта Валерий Шлегель. По его словам, «у КВС — 62-летнего Федорова — было обнаружено алкогольное опьянение».
Но интересно то, как именно «Аэрофлот» отреагировал на это ЧП:
«Авиакомпании нанесен не только финансовый, но и колоссальный моральный ущерб. Пилот был немедленно уволен, также ему будет предъявлен иск о возмещении ущерба. Также будет наказан и второй пилот, видевший состояние КВС при отъезде из гостиницы, и командование ЛО», — поспешили сообщить в авиакомпании. И пояснили, что Федоров работает в авиакомпании с 1991 года и успел налетать 22 тысячи часов.
То есть причиненный ущерб в авиакомпании подсчитали сразу, а вот время, деньги и нервы пассажиров там, похоже, никого и не беспокоят:
— Задержка меньше суток, поэтому компенсации пассажирам не положены. Мы со своей стороны обеспечили людям гостиницу и горячее питание — обед и ужин, — заявил представитель «Аэрофлота» Алексей Атландеров.
Любопытно, что скандал в Благовещенске может даже сыграть на руку «Аэрофлоту». Сразу же после инцидента там заявили: во всем виноват дефицит кадров. При этом всю вину за случившееся в «Аэрофлоте» решили переложить... на профсоюз пилотов:
«Отстраненный КВС — член Шереметьевского профсоюза летного состава с 2005 года. ШПЛС активно выступает за запрет допуска пилотов-иностранцев к работе в российских авиакомпаниях, несмотря на то, что в России существует огромный дефицит пилотов. Именно дефицит пилотов, с нашей точки зрения, и стал причиной столь чудовищного случая — КВС не боится остаться без работы», — заявили «МК» в пресс-службе «Аэрофлота».
Напомним, авиакомпания давно конфликтует с Шереметьевским профсоюзом летного состава, который полагает, что допуск пилотов-иностранцев к работе на российских авиалиниях может негативно отразиться на безопасности полетов, разрушит систему подготовки собственного летного состава, усилит безработицу среди выпускников летных училищ. С соответствующим письмом сотрудники ШПЛС 3 марта обратился к Президенту РФ Владимиру Путину. «Ведь, если иностранцев допустят к штурвалу, летать будут в основном выходцы из стран СНГ, — негодует представитель ШПЛС. — Это неприхотливые гастарбайтеры, которым можно меньше платить, а значит, сэкономить бюджет». Желание «Аэрофлота» сэкономить вполне понятно. Напомним, что до сих пор не решен финансовый спор между пилотами и авиакомпанией, которая на протяжении года недоплачивала им за работу в ночное время и вредные условия. По решению Мосгорсуда (судебное разбирательство также инициировано ШПЛС), «Аэрофлот» должен вернуть своим работникам более 1 млрд рублей за переработки в 2011–2012 годах.
Между тем, в ФАС России напомнили «МК», что продолжается разбирательство по поводу тарифной политики «Аэрофлота». В конце января текущего года Ростовское отделение антимонопольного ведомства в результате проверки признало незаконной систему бронирования билетов, взятую на вооружение этим авиаперевозчиком. Цены на рейсы «туда-обратно» росли в зависимости от интервала между перелетами.
— В ходе проверки авиакомпания так и не смогла обосновать свою ценовую политику, — пояснили в ФАС. — Ведь разница в тарифах зависела всего лишь от того, насколько пассажир умеет «управлять своим временем». Если через неделю тарифная политика авиаторов не будет изменена, ведомству придется действовать строго по закону, — заметил глава ФАС Игорь Артемьев.
Как видим, проблем у авиакомпании с каждым днем становится все больше. А вот желания распутывать этот клубок у руководства крупнейшего авиаперевозчика пока что-то не наблюдается. И эта пассивность, увы, уже начинает сказываться на нас, пассажирах.