Оптимизация образования в Башкирии: получилось как всегда

Количество школ неуклонно сокращается

На фоне деградации системы школьного образования в стране финансовые вливания государства в эту сферу в последнее время все больше напоминали уходящую в песок воду. Положение должно улучшиться в результате оптимизации сети образовательных учреждений в России. Такую задачу поставил перед регионами Президент РФ Владимир Путин в известных майских указах.

Количество школ неуклонно сокращается

Главная цель оптимизации — это, прежде всего, рост качества школьного образования. Для решения этой задачи в каждом регионе необходимо провести серьезную работу по обновлению материальной и учебной базы школ, позаботиться о повышении профессиональной квалификации педагогов и престижа учительского труда. В том числе и через увеличение заработной платы до достойного уровня.

Все это требует дополнительных затрат, и не случайно большинство субъектов России запросили у государства дополнительное финансирование на реализацию проекта. Однако в некоторых регионах, на мой взгляд, суть оптимизации поняли весьма своеобразно.

Так, в Республике Башкортостан, похоже, решили просто урезать количество сельских малокомплетных школ. Возможно, по принципу «Нет школ — нет проблем»? В течение учебного 2012—2013 года «оптимизировали» таким образом 147 школ. Сказалось ли это на снижении так называемых неэффективных расходов в сфере образования? Судя по отчетам Министерства образования РБ, как-то не очень. Если в 2011 году сумма таких расходов составляла 5,2 миллиарда рублей, то по итогам 2012 года, невзирая на оптимизацию, цифра увеличилась до 5,4 миллиарда.

Мало того, администрацию главы Башкирии захлестнул поток жалоб от возмущенных родителей: резкое сокращение педагогических кадров, ликвидация малокомплектных школ вынуждают семьи покидать села из-за того, что детям негде стало учиться. А те, что остаются на месте, вынуждены отправлять своих детей на учебу в соседние села, иногда за десятки километров от дома. Остро встал вопрос с организацией безопасной доставки детей в школы – не все муниципалитеты могут позволить себе покупать специализированные школьные автобусы. Кроме того, рабочих мест лишились около двух тысяч учителей. При этом на оставшихся педагогов нагрузка возросла, а зарплата у большинства из них существенно не изменилась.

После того как скандал выплеснулся за пределы республики и на Первом канале Российского телевидения вышел критический сюжет о ликвидации малокомплектных школ в Башкирии, глава правительства РБ Рустэм Хамитов вынужден был давать публичные объяснения. Смысл которых, пожалуй, сводился лишь к извечному «хотели как лучше».

На официальном портале Президента республики Республики Башкортостан, содержится стенограмма совещания, прошедшего в октябре 2012 года, специально созванном для изучения ситуации, на нем Рустэм Хамитов сказал, что чиновники башкирские не так его поняли: «Не было указания в массовом порядке сокращать учителей, закрывать школы. Мы говорили о том, что неэффективные расходы надо искать в системе управления, в системе районных отделов образования. Мы должны были искать неэффективные расходы в коммунальной системе. Сделать систему образования более компактной».

На этом же совещании министр образования А.Гаязов заявлял: «Что мы сделали? У нас было 25343 класс-комплектов, а стало 23603. В основном сократили те классы, где учились один или два ребенка. При этом мы эту задачу полностью не выполнили. Потому что если бы мы выполнили на 100%, это привело бы к резкому сокращению. В частности, у нас уже нет классов, где учится один ребенок, но с двумя немножко осталось. Это 153 класса, которые расположены в труднодоступных местах, и мы не можем их возить по условиям дорог, по условиям нахождения соседних школ. В данных случаях мы их сохраняем, оставляем на следующие этапы.»

Однако это утверждение никак не вяжется с директивой, озвученной главой Башкирии за три месяца до того на августовском педсовете. Так, Рустэм Хамитов прямо заявил: снизить на 20% неэффективные расходы в области образования. Правда, сделал оговорку: расходы не следует уменьшать за счет закрытия начальных школ.

Однако выход из положения был найден за счет сокращения малочисленных классов-комплектов. Что и было в точности выполнено.

На деле за этими цифрами стоят реальные люди, и для них это обозначает ликвидацию начальных образовательных школ в малых деревнях по всей республике и изменение статуса многих средних учебных заведений. Ведь большинство классов малой комплектации как раз и составляют ученики первого-второго и третьего-четвертого классов. И сокращение таких «комплектов» чаще всего невозможно без полной ликвидации школы.

В этой ситуации у общественности вызвало недоумение и то, что власти, отчитываясь об итогах «реформ», ни слова не сказали, были ли урезаны затраты на содержание управленческого аппарата и прочее, не связанное с организацией учебного процесса?

Спровоцировало скандал и то, что во многих случаях о предстоящей «оптимизации» ни школьные коллективы, ни родители школьников не были предупреждены. И о том, что их дети будут учиться не в родном селе, а где-нибудь за 5—10 километров от дома, люди узнавали за два-три дня до начала учебного года. Аналогично и уведомления о сокращении кадров учителя получали едва ли не 1 сентября.

По статистическим данным, в системе образования Республики Башкортостан на конец 2013 года функционировало 1657 общеобразовательных школ и 812 филиалов, в которых обучались 429,6 тысячи детей. По сравнению с предыдущим учебным годом школ стало меньше — 147 пали жертвами «оптимизации». Всего же на протяжении последних трех лет за время нахождения у руля республики новой власти во главе с Рустэмом Хамитовым из сети образовательных учреждений Башкирии исчезло 608 школ. И еще факт: по данным РГ Башкортостан « ..вопрос о сокращении штатов подсказала еще и демографическая проблема. Всего каких-то 10 — 15 лет назад в школах республики обучались более 600 тысяч человек, а сегодня число учащихся едва превышает 450 тысяч человек. Соответственно меньше требуется теперь и педагогов».

Около 10 лет назад примерно в трех тысячах школ республики обучалось где-то 680 тысяч детей.

В этой ситуации лично у меня возникают вопросы: Кому выгодно уничтожение школ в селах Башкирии при полном несогласии общественности? Действительно ли такие меры могут привести к улучшению качества образования, как того требует в своих майских указах президент Владимир Путин? И не дискредитирует ли подобная «оптимизация» федеральную власть в глазах граждан, протестующих против такой вот «оптимизации на скорую руку»?

Эмиль АХМЕТОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру