Об этом не известном до сих пор эпизоде корреспондент «МК» узнал от Юрия Сальникова – кинорежиссера-документалиста, одного из авторов фильма «Челюскинская эпопея».
– В разгар арктического рейда «Челюскина», 31 августа 1933 года в рядах его пассажиров случилось пополнение, – рассказывает Юрий Петрович. – Капитан Воронин записал в вахтенном журнале: у будущих зимовщиков (они должны были остаться на полярной станции на острове Врангеля) Василия и Доротеи Васильевых родилась девочка.
Поскольку судно в это время плыло по Карскому морю, новорожденную решено было назвать Кариной. Она составила компанию 1,5 годовалой Аллочке Буйко, которая с родителями тоже плыла на остров Врангеля, чтобы жить там на полярной станции.
– Разрешение на зимовку с детьми еще до начала плавания «Челюскина» дал Начальник Главсевморпути и руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт. Эти две малышки оказались самыми юными участницами беспримерной ледовой эпопеи. А сейчас Карина Васильевна, живущая в Петербурге, является единственной из челюскинцев, оставшейся в живых. Конечно, собственных впечатлений о времени пребывания на льдине и эвакуации на «большую землю» у нее нет, однако женщина помнит много рассказов, услышанных впоследствии от матери. Что-то из них мы использовали в свое время при съемках документального фильма. Но об одном из эпизодов, доселе никому неизвестном, Карина Васильевна упомянула лишь не так давно во время нашего с ней разговора.
Всех эвакуированных самолетами с дрейфующей посреди Чукотского моря льдины челюскинцев летчики доставили сперва в «столицу» спасательной операции – заполярный поселок Ванкарем. Затем спасенных людей предстояло переправить в Уэлен на побережье Чукотки, откуда их должны были вывезти на корабле во Владивосток. Часть полярников переправили по воздуху, но другим пришлось совершить многокилометровый «марш-бросок» на собачьих упряжках через ледяную пустыню. В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла.
– Преодолевая очередное снежное препятствие, нарты, на которых везли запеленутую в теплое одеяло Карину, резко дернулись, накренились. «Живой сверток» от такого толчка неожиданно с них свалился – прямо в ледяную трещину. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, – она лежала на глубине около двух метров. Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть.
Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев. Погонщик выпряг из упряжки собаку и спустил ее на постромках в узкую расселину. Умное животное крепко ухватило зубами запеленутый сверток, и через считанные секунды Карину вместе с ее четвероногим спасателем благополучно вытянули наверх. Никаких неприятных последствий это происшествие не имело.