Как скоро могут запретить стрелялки и приведет ли это к появлению черного рынка шутеров — об этом «МК» узнал у инициатора обсуждения Кирилла Кабанова.
- Вы выступаете именно за прямой запрет, или все же за дискуссию на эту тему?
- Нужно провести оценку на предмет наличия причинно - следственных связей между играми и реальной агрессией. Речи о том, чтобы сразу все запретить, я не веду. Но вся полемика, которая у меня была в соцсетях с геймерами после того, как я пообещал поднять этот вопрос на СПЧ, показала: даже они этой связи начисто не отрицают. Мы решили собраться с ними и психологами-криминалистами, чтобы поговорить подробнее.
Ограничения на картины насилия в «стрелялках» уже существуют, просто они не выполняются. Игры — быстро развивающийся бизнес, технические возможности растут и зависимость от «Shooter» становится все сильнее по мере того, как они прибавляют в качестве и реалистичности.
Молодой человек берет 2 ружья, нож, хладнокровно производит выстрел в голову... Это — атрибутика и манера поведения в обычной «стрелялке». Возможно, он и не отдает себе отчета в том, что находится не в игре...
А возможно, что игра и не стирает ощущения реальности (психика у всех разная), но все равно разрушает некий внутренний тормоз: ощущение того, что так делать нельзя.
Добавим, что у нас очень низкий уровень компьютерного образования и культуры. В США, кстати, существует целая социальная программа для родителей, чьи дети увлечены геймерством. Там уже пришли к выводу, что отказаться, например, от сигарет куда проще, чем от игр. От родителей не требуют жестко отгонять детей от мониторов, но просвещают: какие игры нельзя давать, к каким последствиям это может привести.
- Все мальчишки СССР, в эпоху до появления компьютерных игр, играли в «войнушку» и смотрели фильмы про войну. Это ведь то же самое, что «стрелялки»...
- В кино вы — наблюдатель, в «войнушке» деревянные автоматы или (что чаще) палки не стреляли. То есть мальчишка либо смотрел на экран, либо целился из палки. Там не было совмещения и воспроизводства реального нажатия ребенком на курок и последовавшей за этим крови и стонов.
Возвращаясь к Америке (добавим и постоянно воюющий Израиль): при подготовке бойцов спецподразделений для психологической подготовки используются практически обычные «стрелялки», но с особенно тщательно прорисовываются подробности смерти и страданий. Чтобы у солдата потом не было шока, когда он начнет убивать в реальности. Обычным пользователям эти игры недоступны, они запрещены.
И еще. В «стрелялке», даже если она командная, геймерская, игрок все равно испытывает ощущение, что он один против всех, а весь мир — против него.
Подросток, стрелявший в школе (а его одноклассники уже сказали, что он увлекался играми), действовал по той же модели.
- Все, что запрещается государством, из легального рынка уходит на черный. Играть будут все равно, только схемы покупки этих игр станут преступными, появится ниша для очередной мафии...
- Ну во-первых, легальные рынки все-таки больше по объему. Если бы рынок наркотиков был легальным — мы бы имели значительно более крупную армию наркоманов.
Но мы пока не говорим о тотальном запрете на игры. Мы соберем 700 геймеров, выслушаем специалистов института им. Сербского, и попробуем разобраться: как снизить риски. Я не собираюсь запрещать все игры, я же не идиот. Но давайте совместно с сообществом пользователей и производителями попробуем их сделать более безопасными для психики детей и подростков.
- Выработаем модель игры, которая не развивала бы агрессию?
- Именно. В среду подведем итог обсуждения в СПЧ, подготовим приглашения для участников дискуссии. Постараемся начать работу и прийти к каким-то первым выводам уже на будущей неделе, потом пригласим коллег из Госдумы и правоохранительных органов. Думаю, что будет найден вариант с минимум прямых запретов и максимумом положительного эффекта от правильного редактирования этих игр.