В отношении закона Димы Яковлева Павел Алексеевич выразил удовлетворение:
— Американская сторона признала наше право отказаться быть донором в вопросе усыновления. Нельзя трактовать помощь детям так узко, как это было раньше, когда Россия являлась односторонним донором. Помощь детям должна проходить по всем направлениям — здравоохранения, образования и не обязательно при условии усыновления.
По словам уполномоченного, американцы смирились с законом Димы Яковлева и договорились с Астаховым расширять сотрудничество в сфере детства вообще, в том числе в лечении и обучении сирот обеих стран на основе равной взаимной помощи.
— Теперь каждый конкретный случай касательно усыновленных детей, в особенности преступлений против ребенка, неважно русский это ребенок, живущий в США или американский ребенок, живущий в России, мы с США будет расследовать совместно. И вообще неправильно делить детей на русских и американских, это наши общие дети.
Правда, откуда взялись американские дети в России, Павел Алексеевич не пояснил. Относительно прочего международного усыновления омбудсмен напомнил, что ГД приняла закон, не позволяющий отдавать российских детей на усыновление в те страны, где разрешены однополые браки. Но при этом отметил, что усыновление, например, с Испанией и Швецией приостановлено вовсе не из-за геев и лесбиянок, а потому, что эти страны не подписали двустороннее соглашение.
— С обеими этими странами, особенного с Испанией у нас очень длительная история взаимного усыновления. Старшее поколение помнит, сколько после войны в СССР воспитывалось испанских детей. Почему Испания не хочет подписать официальное соглашение, мне, честно говоря, непонятно. Вот, например, Италия в 2008 году его подписала.
Из списка в 116 детей (которые, не успев завершить процедуру усыновления, так остались в России после принятия закона Димы Яковлева. — Авт.), по словам Астахова, на сегодняшний день все живут в семьях. Уполномоченный подчеркнул, что он в принципе не возражает против усыновления русских детей иностранцами. Например, в ситуации со швейцарской семьей Пашон, которым недавно Волгоградский суд отказал в усыновлении ребенка, наш уполномоченный даже намерен вмешаться и помочь швейцарцам усыновить ребенка.
Говоря в принципе об устройстве русских детей в семьи других национальностей, уполномоченный сказал, что не видит причин, по которым дети не могли бы быть устроены, к примеру, в семьи Северного Кавказа.
— Там отказов от новорожденных ноль, в детских домах никого нет, согласно традициям, в кавказских семьях никогда не отказываются от ребенка. Хотя, конечно, у них есть проблемы другого рода. Например, в Чечне в 2,5 раза больше детей-инвалидов, но при этом до недавнего времени не было ни одного реабилитационного центра.
Говоря об «усыновительных» возможностях российского Кавказа, Астахов подчеркнул, что при традиционном для тех мест чадолюбии, такие республики, как Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и та же Чечня нуждаются в помощи и понимании некоторых их национальных особенностей. Например, в Дагестане, на территории которого проживает множество национальностей и народностей или в Чечне, где все принадлежат к разным тейпам, нельзя, например, усыновить ребенка из одного тейпа и дать ему фамилию, принадлежащую к другому тейпу. Тоже насчет врожденных заболеваний: недавно при активной помощи Астахова в Чечне открыли реабилитационный центр для детей с инвалидностью.Омбудсмен пообещал, что он будет работать над увеличением дотаций на лечение врожденных генетических заболеваний.
Касательно детей в межнациональных парах, в которых за прошедший год также случались конфликты, Астахов выразил надежду, что споры по этому вопросу с такими странами, как Финляндия и Франция у нас, наконец, урегулируются. Тем более, в Финляндии уполномоченным по правам ребенка собирается стать правозащитник Йохан Бекман, известный как раз тем, что в подобных конфликтах всегда был на стороне российских матерей.
Когда Астахову напомнили, что, принимая закон Димы Яковлева, чиновники громогласно обещали сами взять сирот в свои семьи, и спросили каков процент депутатов ГД, сдержавших свое обещание, уполномоченный заявил:
— На одного детдомовского сироту в России приходится тысяча дееспособных россиян. А депутатов-то у нас всего человек 400. И что вы хотите, чтобы они разобрали всех сирот?
Завершая свое выступление, омбудсмен пообещал разобраться с нерадивыми родителями, которые плохо обращаются со своими родными детьми, с родителями-жуликами, которые норовят выманить у государства квартиру, сдавая собственных детей в детские дома незадолго до совершеннолетия. И даже пообещал на уровне губернатора и прокуратуры разобраться с РПЦ, которая в Калининградской области захватила старинный замок, в котором живут бабушка и внук, отключив беднягам свет, газ и воду.