Раскрыты все тайны автокатастрофы с 18 жертвами

Выводы следствия — водитель пытался чинить машину самостоятельно, знал о неисправности тормозов. Но за все это он может получить лишь 29 месяцев тюрьмы

Последние тайны ДТП под Подольском, унесшего жизни 18 человек, разгадали эксперты. Они заключили, что у «КамАза» действительно была неисправна тормозная система. Однако водитель Грачья Арутюнян должен был знать о неполадках — проблемы с тормозами возникли у грузовика давно.

Безусловно, это во многом усугубляет его вину. А трагических последствий вообще можно было избежать, вырули Арутюнян не на встречную полосу, а направо, в поле.

Что самое ужасное – за убийство 18 человек и нанесение увечий еще сорока семи, этот водитель может отсидеть всего …2,5 года!

Защитники Арутюняна вероятнее всего станут настаивать на особом порядке судебного разбирательства. Эта процедура, вкупе с последующим ходатайством об УДО, прилично “скостит” срок убийце почти двух десятков ни в чем не повинных людей.

Выводы следствия — водитель пытался чинить машину самостоятельно, знал о неисправности тормозов. Но за все это он может получить лишь 29 месяцев тюрьмы

Водитель-убийца знал о неисправных тормозах и пытался их чинить

В ходе расследования этой страшной аварии следователи провели в общем счете 70 экспертиз, из них три автотехнических. Над ее результатами корпели несколько специалистов.

Итак, подтвердилось основное предположение о причине ДТП— тормозная система грузовика была неисправна.

- Экспертиза показала, что эффективность работы тормозной системы была снижена, - объяснил “МК» автотехник. – Но это не подразумевает отказ тормозной системы. Дело в том, что машина замедляла скорость медленно. На это указывает наличие тормозного следа, то есть колеса затормаживались, но неравномерно и недостаточно. «КамАЗ» осуществлял движение в процессе торможения.

В этом грузовике четыре независимые тормозные системы – рабочая, запасная (приводится в действие тормозным краном стояночного томоза на полу кабины), стояночная (для блокировки колес при стоянке автомобиля), вспомогательная (перекрывает трубу выпускного коллектора глушителя, что приводит к уменьшению оборотов двигателя). Арутюнян пробовал остановить машину рабочим тормозом, но другими вариантами даже не пытался воспользоваться – об этом он заявил во время допроса, а позже доказали автотехники.

Еще одно сенсационное заключение, ставящее под сомнение слова Арутюняна, сделали эксперты. От карьера до места ДТП на перекрестке в Ознобишино он проехал почти 40 километров. И все это время, как уверяет Арутюнян, тормозная система и рулевое управления КамАЗа работали исправно.

Оказывается, виновник аварии был все же не до конца честен - «баранка», и вправду была в порядке, но вот тормоза... По мнению автотехников Арутюнян, каждый раз нажимая на педаль тормоза, должен был чувствовать некие неполадки. Тормозные колодки и барабаны были сильно изношены.Б олее того, кто-то (а скорее всего сам Арутюнян – он же работал на этой машине) предпринимал меры для регулировки тормозных механизмов - мастера увидели следы вмешательства в тормозную систему. В частности, говоря техническим языком, отсутствовали цилиндры привода заслонок вспомогательной тормозной системы, и из-за этого ей невозможно было воспользоваться.

Вывод из всего этого прост - проблемы с тормозами возникли не внезапно, как пытается уверить всех шофер, а задолго до ДТП. Все это в совокупности повлекло снижение эффективности торможения в 2 раза.

Ситуацию усугубило еще и то, что одно из задних колес «КамАЗа» было спущено (причем, давно). Машина была нестабильна в движении, не говоря уж о торможении. Кроме того, «КамАЗ» перегрузили щебенкой на 2 с лишним тонны. Правда, на работу тормозных систем это не повлияло, так как они вышли из строя задолго до роковой поездки.

На «КамАЗе» в таком состоянии не то что ездить нельзя — даже приближаться к нему во время стоянки было опасно.

Страшных последствий можно было избежать

Эксперты считают, что Арутюнян, поняв, что остановить грузовик сразу не получается, и не думал опрокидывать его, как он заявил в допросе. А планировал просто повернуть налево на основную дорогу и остановиться там (на такие выводы указывает тормозной след «КамАЗа», проходящий по плавной дуге).

Арутюнян совершил резкий маневр налево именно тогда, когда увидел на дороге автобус. Водитель хотел его объехать, но не учел, что в кузове находится сыпучий груз. Щебенка переместилась на правый борт, что и привело к опрокидыванию «КамАЗа». Если, скажем, он вез бы кирпичи, вполне вероятно, что грузовик устоял на дороге.

Специалисты восстановили картину аварии на компьютере и пришли к неожиданному заключению - если бы грузовик не опрокинулся, то проехал бы мимо автобуса!

Кстати, по их словам, предсказать, как будет вести себя сыпучий груз на дороге, крайне сложно. Любой резкий маневр может привести машину к опрокидыванию. Водителям, в кузове которых находится, к примеру, та же щебенка, следует двигаться с низкой скоростью и вести машину плавно и аккуратно.

И наконец, едва самый главный вывод - водитель, осознав, что тормоза действуют недостаточно эффективно, принял в корне неверное решение, вырулив налево на встречку и нарушив таким образом Правила дорожного движения. Защитники Арутюняна пытались доказать, что он выскочил туда из-за неких неподвластных ему обстоятельств - дорожной обстановки и погодных условий. Однако специалисты заключили, что ничего не мешало водителю в тот день соблюдать ПДД,

- Если бы этот маневр был безопасным, Арутюнян в принципе имел полное право так поступить, - поясняет источник. - Но в данной ситуации на такое нельзя было решаться -движение было довольно плотным. Если бы не автобус, то он «собрал» бы на дороге несколько легковушек. В этой ситуации Арутюняну следовало протаранить группу стоявших перед перекрестком автомобилей. Наверно, это бы замедлило ход махины и таких страшных последствий удалось бы избежать. Есть и другой, максимально подходящий вариант — вырулить направо. Там ведь вообще лес и поле. Он мог кататься, пока не закончится топливо. В этом случае вообще никто бы не пострадал.

Сейчас Арутюнян со слезами на глазах сетует, что все случилось настолько моментально, что он сразу не сообразил, как же поступить лучше. Но правоохранители считают, что водитель-убийца лукавит – ведь большегрузными автомобилями он управляет с 1990 года. Согласитесь, 23 года стажа – довольно внушительный срок. Такой опыт за рулем с легкостью позволяет предугадать дорожную ситуацию за несколько секунд.

Крутить баранку Арутюнян стал после того, как потерпел фиаско в своей первой профессии повара. Знания вообще давались ему с трудом. В начальных классах парнишку даже оставили на второй год. А педагоги вспоминают, что юный воспитанник был шалуном и постоянно нарушал дисциплину.

Его водительский стаж прерывался всего лишь на время войны в Нагорном Карабахе, где Грачья воевал. Тогда рядом с Арутюняном разорвался снаряд. Из-за контузии у него снизился слух, постоянно тошнило. Моральное состояние стало еще хуже после смерти сына от рака в 2012 году. Арутюнян по ночам плохо спал и часто плакал.

А за халат ответишь!

Любопытно, что Арутюняна - бедного гастарбайтера из Армении, защищают уже три московских адвоката. Главный из них – Рубен Маркарьян. Довольно солидный гонорар ему оплачивает Союз армян России. Армянская диаспора пристально следит за ситуацией с Арутюняном и оставлять соотечественника в беде они не намерены. При этом основную ставку защитники делают на... одежду обвиняемого.

Выглядит эта линия защиты более чем странно. В тот летний солнечный день на ровном месте погибло очень много людей. Некоторые — целыми семьями. Многие после аварии остались инвалидами. Уместно хотя бы осведомиться об их самочувствии, принести извинения каждому.

А защитнику все не дает покоя история с халатом.

Напомним, 15 июля Арутюняна доставили в суд в женском халате с розами и сланцах, так как его одежда была испорчена в ДТП, а другой у него не оказалось.

Маркарьян считает, что именно следователи (следственную бригаду возглавляет следователь ГСУ ГУ МВД России по Москве подполковник юстиции Станислав Лагойко) должны были обеспечить Арутюняна мужской одеждой и обувью. По мнению адвоката, которое он выразил в статье на своем сайте, Лагойко, когда давал команду на доставку задержанного в суд, должен был произнести: “Наденьте на него чего-нибудь поприличнее…”

- На мой вопрос следователю «Зачем же Вы его в халате…?», тот со скрежетом зубовным ответил: «Вы мне про халат тут не говорите, он у вас 18 человек убил!». Только оправдано ли унижение достоинства личности обвиняемого тяжестью совершенного им преступления? - вопрошает Маркарьян.

Оставлять просто так этот момент адвокат не собирается. Не так давно он подал жалобу в Тверской районный суд на бездействие следователя. Хотя ранее защитник пожаловался и в ГСУ ГУ МВД России по Москве, на что получил ответ, что “в соответствии со статьей 38 УПК РФ в полномочия следователя не входит обеспечение лиц задержанных или содержащихся под стражей носильными вещами и продуктами питания”. Это задача сотрудников системы исполнения наказаний.

Складывается впечатление, что перетягиванием внимания на халат адвокат намеренно затягивает расследование уголовного дела. Ведь выводы автотехников расставили в ДТП под Подольском все на свои места. После результатов автоэкспертизы в виновности Арутюняна усомниться сложно.

Прогноз на приговор

Отвечать Арутюняну придется по двум статьям — по части 5 статьи 264 («нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и по статье 327 - по ее части 3 («использование заведомо подложного документа»).

«МК» уже сообщал, как сразу после ДТП 13 июля Арутюнян предъявил стражам порядка патент, оформленный на его имя. Этот документ дает право мигрантам как на трудовую деятельность, так и на пребывания в России. Спустя пару дней выяснилось, что патент фальшивый.

Юристы не исключают, что приговор по громкому делу будет удивительно мягким. Как же будут складываться сроки?

Раскладка такова - максимальное наказание по статье за нарушение ПДД 7 лет, но адвокаты скорее всего попросят особый порядок судебного разбирательства, когда судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, - пояснил независимый юрист Александр Иванов. - Если судья удовлетворит ходатайство, то максимальный срок лишения свободы составит не более двух третей, то есть, 4,5 года. Потом он подаст на условно-досрочное освобождение — срок еще уменьшится на треть (станет 3 года). Что касается наказаний по статье 327, то тут такой нюанс — наказание за более тяжкое ДТП «поглотит» менее строгое. То есть, получится, что по этой статье он уйдет от ответственности. Мой прогноз - “чистыми”, без времени нахождения в СИЗО (там Арутюнян пребывает уже почти полгода), он отсидит около 2,5 года. Как раз и права должны вернуть к этому моменту.

Но тут есть подводные камни - согласие на особый порядок рассмотрения дела должны дать абсолютно все потерпевшие. Если хоть один откажется, ходатайство не удовлетворят. Представители Арутюняна лезут из кожи вон, дабы получить одобрительные заявления от всех родственников жертв.

Смотрите видео: День траура. Люди несут цветы на место аварии

День траура: люди приносят цветы на место аварии под Подольском

Смотрите видео по теме

Сюжет:

ДТП в новой Москве

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26390 от 21 ноября 2013

Заголовок в газете: Причиной автокатастрофы стал тормоз за рулем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру