Авиационный эксперт «МК», действующий пилот одной из крупнейших авиакомпаний, также подтвердил эти данные и рассказал, что с этой проблемой скорее всего столкнулась и авиакомпания, чей самолет рухнул в воскресенье в аэропорту Казани:
- Согласно 139 приказу Минтранса «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ», летчики имеют право летать не более 80 часов в месяц (или не более 800 часов в год). Также по отдельному договору с согласия летного состава, лимит часов полета может быть увеличен — до 90 часов в месяц (или 900 часов в год). Действительно, более половины летного состава этот лимит уже исчерпала. Это и те, у кого было по 800, и по 900 часов. Больше, по закону, и фактически они летать не могут. Поэтому они должны быть отправлены в отпуска или им должна быть предложена временная работа «на земле». В противном случае к руководству авиакомпании будут применены санкции.
- Что собирается делать руководство вашей авиакомпании?
- Как правило, в таких ситуациях за штурвал садится сам командно-руководящий состав. А не рядовые летчики.
- Что такое командно-руководящий состав?
- Командно-руководящий состав (КРС) — это пилоты, которые занимаются подготовкой летного состава, например, в Заполярье, в горной местности, на новых маршрутах и т. д. В месяц они должны налетать 40-45 часов. Эти стандарты, как видите, в два раза меньше, чем у рядовых пилотов. В нашей авиакомпании КРС - 200-230 человек. В принципе должны покрыть недостаток пилотов. Как и в прошлом году.
- Но тогда кто будет готовить пилотов?
- О чем и речь... В прошлом году пронесло, как будет в этом, никто не знает. Обе сферы деятельности страдают. А в работе с повышенным риском, любой недочет может отозваться очень серьезными последствиями. И, еще, не забывайте, в конце года происходят авиакатастрофы. Это связано с тем, что к концу года любой человек изнашивается и морально, и физически.
- КВС разбившегося самолета пересел на этот тип самолета только в 2012 году в качестве второго пилота. В марте 2013 года он летал на «Боинге» уже в качестве командира. Такая стремительная карьера — нормальное явление в авиации?
- Все зависит от человека, от его опыта на предыдущем самолете, на новом. Есть пилоты, которые сходу все схватывают, есть менее расторопные. Я знаю пилота, который пересел на «Суперджет» сразу в качестве КВС, миновав «стадию» второго пилота. Как было в случае с КВС казанского самолета, я не знаю.
- А те проблемы с недостатком пилотов и проблемы, о которых мы говорили, могут быть в авиакомпании «Татарстан»?
- У любой авиакомпании в России точно такие же проблемы. Во всех авиакомпаниях — нехватка пилотов. И сопутствующие проблемы.
Напомним, что права пилотов, в том числе и на обязательный отдых, отстаивали активисты Шереметьевского профсоюза вице-президент ШПЛС Валерий Пимошенко, исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников, и член ревизионной комиссии Сергей Кнышов. Все они месяц назад были арестованы по подозрению в вымогательстве. По словам активистов, уголовное дело против них было инициировано руководством авиакомпании, у которой они через суд добились крупного перерасчета выплат в пользу пилотов за ночные смены и работу во вредных условиях. Сумма недоплаченных авиакомпанией денег - более миллиарда рублей.