В распоряжении «МК» оказались документы и видео, подтверждающие, что в ШИЗО люди проводят месяцы и годы, потихоньку превращаясь в инвалидов. Все эти доказательства мы передали в Госдуму. И они лягут в основу проекта новых правил распорядка в СИЗО и колониях, который представят на заседании рабочей группы по защите прав заключенных при ГД 31 октября.
35-летний житель Орловской области Сергей Васин был осужден за ДТП, в котором погибла женщина, на 4 года и 2 месяца. Отбывать наказание его отправили в колонию для бывших сотрудников правоохранительных органов в поселке Скопин Рязанской области. К «органам» Сергей имел в свое время самое непосредственное отношение — был участковым, затем следователем, но потом занялся адвокатской деятельностью. До начала 2012 года Васин был в колонии на хорошем счету и даже имел 8 поощрений.
— А потом был конфликт с администрацией, — рассказывает мама Татьяна Михайловна. — Его застали за составлением жалоб для других осужденных. Он ведь хорошо законы знает, вот заключенные просили помочь им, а он не отказывал. И тогда его в первый раз отправили в карцер якобы за распитие спиртных напитков.
Пил или не пил — сейчас уже не докажешь, но после этого случая из ШИЗО Васин не вылезал. У меня на руках официальный документ ФСИН — график наложенных взысканий на осужденного. Из бумаг следует, что как только заканчивались 15 суток (максимальный срок пребывания в штрафном изоляторе), Сергей получал следующие 15 за новое нарушение. И так до бесконечности. Цитирую: «20.01.2012 в 8.00 спал на полу в камере ШИЗО», «6.02.2012 в 6.00 спал на полу в камере ШИЗО...» Если даже не «спал на полу», то ему вменялось, что «на утренней поверке не держал руки за спиной». Постановления о водворении в ШИЗО через суд несколько раз признавались незаконными (в том числе самое первое). Но толку-то? А самое грустное, что в штрафном изоляторе в отличие от отряда особые условия содержания. Человек все время пребывает в замкнутом пространстве крошечной камеры, где нельзя прилечь-присесть даже на минуту. Железная кровать с 5.00 и до 22.00 «пристегивается» к стене, то есть весь день заключенный просто стоит! А у Васина больные ноги. Неизвестно, сколько бы еще времени он провел в ШИЗО, если бы не попал в больницу. Если тюремные медики проблем со здоровьем у него не видели, то гражданские поставили диагноз «асептический некроз головки левой бедренной кости, деформирующий коксартроз, артроз левого коленного сустава, суставная мышь». Если бы не двухсотдневное пребывание в ШИЗО, возможно, он не стал бы калекой.
В своей жалобе в КС Сергей просит признать неконституционной статью Уголовно-исполнительного кодекса, которая позволяет водворять в штрафной изолятор за малейшие нарушения. Васин ссылается на то, что Европейский суд по правам человека еще в 2007 году приравнивал содержание в ШИЗО к пыткам.
То, что это действительно пытка, понимаешь, когда смотришь видео, которое попало к нам в руки (сняли правозащитники после посещения печально известной Копейской колонии №6). На одном из них осужденный Руслан Латыпов рассказывает о своем житье-бытье в ШИЗО, в холоде, без солнца и свежего воздуха. Он здесь ровно 23 месяца. Постановления о водворении в ШИЗО выносились каждые 15 дней по более чем формальным основаниям, среди которых «не поздоровался», «расстегнутая пуговица» и т.п. Другой осужденный, Владимир Фарги, рассказывает, как в ШИЗО его избивали и унижали, как насильно проводили досмотр внутренних полостей организма... Людям со слабыми нервами это смотреть нельзя.
— В российских тюрьмах и колониях до сих пор действуют устаревшие нормы УИКа — Уголовно-исполнительного кодекса, наделяющего начальников колоний беспрецедентным правом внесудебного ухудшения положения осужденных, — говорит руководитель рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Государственной думе РФ Владимир Осечкин. — Именно по постановлению начальника колонии заключенного могут водворить в ШИЗО (штрафной изолятор) на 15 суток. Причем большинство начальников искренне верят, что у них есть право бесконечно продлевать срок пребывания там заключенного. Именно поэтому и сотрудники, и арестанты называют руководителя учреждения ФСИН «хозяином», фактически хозяином судьбы и жизни. Все эти адовы придумки родом из ГУЛАГа НКВД, когда в задачи тюремной системы входило фактически истребление собственного населения.
Мы передали все материалы в Госдуму. И 31-го числа на заседании рабочей группы по защите прав заключенных будет представлен проект новых правил внутреннего распорядка и изменения в УИК. Они запретят начальникам тюрем месяцами держать заключенных в ШИЗО. Срок беспрерывного содержания в карцере предлагается четко обозначить — не более 60 суток в год. При этом больше чем на трое суток в ШИЗО смогут помещать только по постановлению суда. А главное, водворить туда можно будет лишь за реальные угрозы в адрес надзирателей и других заключенных, нападения, распространение наркотиков. И значит, больные арестанты хотя бы смогут лежать на полу, когда захотят...