Сколько стоит новый курс?
Напомним, что в середине июля министр образования РФ Дмитрий Ливанов предложил возродить в российских школах уроки полового воспитания. Прямо с 1 сентября. Министр опирался на ст. 6 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, подписанную РФ в 2012 году. Этот документ обязывает «принимать необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя…»
Министру резко возразил детский омбудсмен Павел Астахов. Он опубликовал открытое «обращение с предостережением». В нем, в частности, говорилось: «Преждевременно и некорректно преподнесенная информация об интимных сторонах жизни человека может принять форму пропаганды разврата, беспорядочного образа жизни и причинить существенный вред физическому, нравственному и психическому здоровью детей, сделать их более уязвимыми для посягательств на их половую неприкосновенность. А ситуация в этой сфере остается крайне тревожной».
О противостоянии министра и омбудсмена «МК» писал (см. «Половая дуэль Ливанова с Астаховым» в номере от 27 июля).
В итоге Павлу Астахову удалось торпедировать инициативу Дмитрия Ливанова: уроки полового воспитания в российских школах с 1 сентября не начались. Но это не значит, что их не будет: вопрос отложен на год, в том числе для общественного обсуждения. «МК» решил выяснить, во что нам (госбюджету) обойдется новый-старый учебный курс и что общество получит за эти деньги.
В отличие от системы высшего образования школа в России на 92% государственная. А 8% частных школ для получения лицензии на обучение должны пройти гораздо более жесткую, чем вузы, государственную аккредитацию, которая касается и содержания учебных курсов. Грубо говоря, дополнительный иностранный язык или фехтование в частной школе изучать, возможно, позволят, но половое воспитание без государственного одобрения — вряд ли. Так что речь о госзаказе, а значит, о бюджетных тратах.
На различные учебные курсы расходы разные. Дороже всех информатика (надо оснастить компьютерный класс и подключиться к Интернету) и химия (лаборатория требует особых мер безопасности). Курс полового воспитания (раньше он назывался «этика и психология семейной жизни») к дорогостоящим не относится. Основные затраты составляет печать учебников и переподготовка учителей.
В издательстве «Дрофа», занимающемся печатью и распространением учебников, нам на условиях анонимности уточнили: «По новому курсу и учебник, вероятно, перепишут. Но вряд ли он будет намного толще старого. Поэтому технологические затраты можно оценить по старому учебнику «Семейной жизни». Сейчас мы бы такой издали за 120 руб. В год в России школу заканчивает около 900 тыс. человек; по крайней мере столько учебников на год составляет заказ. Вот и считайте: примерно 110 млн руб.».
К этой цифре нужно прибавить расходы на переподготовку педагогов и ряд иных затрат. Не утомляя читателей расчетами, сообщим итог: ввести новый годовой курс в российских школах стоит около 150 млн руб. Но напомним, что курс этики и психологии семейной жизни был не годовым, а двухгодичным. Если возрождать его в старом формате, то бюджет затратит около 250 млн руб.
Любите, девушки, простых… роботов
Конспирологи очень любят совпадения дат. Как раз в те дни, когда разворачивалась жаркая дискуссия между Ливановым и Астаховым, было принято решение о закупке для российской армии роботов. Об этом 24 июля сообщил премьер Дмитрий Медведев.
Казалось бы, как связаны боевые роботы и половое воспитание в школе? Напрямую! Как отмечалось выше, все, что изучается в школе, — это госзаказ. Направленный в том числе и на подготовку солдата. Служат в России с 18 лет, так что вчерашний школьник должен быть готов встать в строй.
Роботы кардинально меняют модель боевых действий: против армии роботов ядерное оружие бессильно. Расплавят миллион — наштампуем в два раза больше. Люди не гибнут, промышленность тоже — все это скрыто под землей. А количество ядерных зарядов у противника (оно известно точно; счетчики Гейгера работают) медленно, но неуклонно уменьшается. Получается дуэль, где одному стрелку непрерывно подтаскивают патроны, а у другого одна обойма. Кто выиграет, понятно.
Не нужно думать, что картина слишком фантастична. Первых боевых роботов мы уже видели в деле: это самолеты-беспилотники. В конце апреля 2011-го с их помощью реально кокнули «врага США №1» Усаму бен Ладена. Бункерной бомбой в свое время достать не смогли; а робот прилетел, пожужжал — и навел ракету. Потом — группа спецназа по тем же координатам для зачистки местности и ритуального осквернения трупа.
Американцы являются лидерами в боевой робототехнике. Еще в 2007-м они испытали робот-джип. Это тактический грузовик: на фронт — боеприпасы, оттуда — бессознательных раненых. Испытывали в Техасе, в пустыне (для нынешних войн США весьма актуально). Деревья и камни перед лобовым стеклом падали; песчаная буря не прекращалась, боевики колонну обстреливали; террористы путь минировали; дожди размывали дорогу (в пустыне иногда легче утонуть, чем изжариться). Как говорится, 33 несчастья сразу. И со всеми одновременно роботы обязаны были справляться самостоятельно: связь с командованием на базе не поддерживалась. Например, два робота цепляли и вытягивали из грязи третьего. При этом нужно было еще и в график уложиться. В рейс вышли 6 джипов-роботов, в график уложились; через неделю автономного пути дошли пять. С тех пор (а прошло уже 7 лет) работа над проектом полностью засекречена. Впечатляет.
Возвращаясь к сексу, поскольку ничто человеческое солдатам не чуждо, можем сообщить, что в Голландии испытывают… робота-проститутку. В массовое производство изделие обещают запустить к 2020 году. А власти Амстердама в прошлом году официально заявили, что не позднее 2025 года в городе появится первый в мире бордель с полностью роботизированным персоналом. Не любите, девушки, романтиков — любите простых и честных роботов!
Роботизация армии означает полный отказ от мобилизационной (призывной) модели. В такой армии солдаты-люди не только не нужны, а даже вредны: робот все равно будет быстрее и точнее. Зато понадобится гораздо больше грамотных офицеров, умеющих управлять железно-пластиковым воинством. Но по сравнению с многомиллионной солдатской массой времен мобилизационных армий их число окажется мизерным.
Тектонические сдвиги
Государственная школа — крайне консервативный институт, поскольку одной из ее задач является сохранение стабильности в обществе. Но одновременно она призвана готовить тех, кто станет полноценно жить в обществе не сейчас, а через 5–10 лет. Если в школьную программу хотят ввести новый курс, это означает, что общество изменилось или скоро изменится (пример: курс информатики).
Какие изменения отражает конвенция Совета Европы, на которую ссылался министр Дмитрий Ливанов? Бесчеловечные! В прямом смысле «без человеков», люди не нужны. Эпоха мобилизационных армий одновременно являлась временем массового производства с рабочими-людьми на конвейере. Но если развитые страны всерьез намерены внедрять в вооруженные силы боевых роботов, это означает, что робот-рабочий практически уже создан. Он ведь проще. Нам уже и время внедрения назвали — 2025 год: работа проститутки состоит из простых операций и не сильно отличается от обязанностей рабочего. Иногда так и говорят: «сексуальный конвейер».
Но это означает, что люди не нужны не только в армии, но и на производстве. В этих условиях сокращение излишнего населения становится государственной задачей. Веками государство решало обратную задачу: обеспечить прирост населения. Чем больше людей, тем больше рабочих и солдат; тем сильнее страна в экономическом и политическом (военном) плане. С приходом роботов население вдруг стало обузой.
Отсюда изменение сексуальных конвенций в экономически развитых странах. Какие виды секса считаются приличными и допустимыми в данном обществе — вопрос договорной. В глаза бросается не только легализация гомосексуализма, но и разрушение традиционной семьи, а также криминализация всего, что хоть каким-то боком связано с педофилией.
Еще полвека назад все было наоборот. В 1944–1945 годах американское командование обращалось к французским властям с просьбой оградить личный состав армейских частей от приставаний со стороны несовершеннолетних девочек, осаждавших казармы и за пару чулок готовых на все. Французы ответили, что не допустят вмешательства союзников во внутренние дела. Их закон в то время устанавливал возраст согласия в 13 лет, и его не желали менять в угоду американским пуританам. Тот же закон отправлял гомосексуалистов в тюрьму. Да, времена изменились…
Нормы XIX–ХХ веков — это нормы общества, считавшего, что людей должно быть много, а жить им придется не очень хорошо и совсем недолго. Окончил школу — шинель на плечи, автомат в руки и бегом на вражеский пулемет. Теперь установка иная: люди будут жить хорошо и долго, но их должно быть как можно меньше. Отсюда снижение роли традиционной семьи, избавление от вызванных сексуальными запретами неврозов, внимание к защите прав детей, феминизм и т.д. Успехи есть: темпы прироста населения снижаются не только в Китае, но даже в Африке, а к 2050 году прирост населения должен стать глобально нулевым. После чего население планеты Земля начнет сокращаться.
Россия от этих идей отстает ровно на одну демографическую фазу. Как известно, у нас государство поощряет рождаемость и заслуженно гордится успехами в этом деле. При этом армия остается мобилизационной, а производство обслуживается людьми.
Поэтому никакого полового воспитания по западным образцам в России в ближайшее время не будет, что бы ни говорил министр Дмитрий Ливанов. В России, к сожалению, еще не завершена сексуальная революция, прошедшая на Западе в 1960-х. Поэтому курс обучения в школах должен строиться иначе. Слово специалистам.
Сексолог, доктор медицинских наук Игорь Камарский: «Как показывают исследования, молодые люди слишком доверяют своим сексуальным партнерам. Перед первым половым контактом практически ни одна из сторон не думает о методах контрацепции. Большинство боится только СПИДа, совершенно не догадываясь о других болячках, передающихся половым путем. Налицо катастрофический дефицит информации на эту тему. Главными источниками информации о безопасном сексе у подростков являются телевидение (40%) и реклама (32%). Но презервативы не рекламируют по ТВ».
Ведущий российский коучер по интимным практикам Екатерина Любимова: «Должен быть максимально здравый подход. Не стоит дезориентировать ребенка и рассказывать про аиста. Секс не должен преподноситься как нечто ужасное. Часто детям пытаются навязать, что секс — что-то неприличное, страшное, неестественное, поэтому им вообще нельзя заниматься, пока не вырастешь. Но чем строже запрет, тем больше желание бунтующего подростка его нарушить. Из-за неправильного подхода преподавателей и родителей дети вырастают закомплексованными в сексуальной жизни. Если дети растут излишне зажатыми, потом у них ничего не клеится в первых взаимоотношениях. Может получиться, что личная жизнь у человека поломана».