— Крупные животные — лоси, кабаны, изюбры, медведи загодя почувствовали приближение большой воды и ушли на сухие территории. Те же, кто запоздал, спасались на пригорках и сопочках. Я сам видел во время объезда территорий, как косули по нескольку десятков пережидали на пригорках. Когда вода отошла, животные разбегались, — рассказал «МК» начальник отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Амурской области Валерий Погасиенко.
А вот среди норных зверей — барсука, енота, колонка — потери значительнее. Также пострадала и популяция фазанов. Впрочем, искусственно ее скорее всего восстанавливать не потребуется.
— Сейчас будем проводить пересчет: если недосчитаемся значительного числа птиц, просто не будем открывать на них охоту в этом году. В принципе, популяция фазанов хорошо восстанавливается, — пояснил Валерий Викторович.
Корма, уверяет специалист, животным в этом году должно хватить. Конечно, если зима будет не самая снежная. В противном случае людям придется помочь обитателям леса.
— В принципе, в заказниках зверей мы подкармливаем всегда — там есть специальные площадки. Но в этом году, например, у копытных появится дополнительное пропитание. В регионе было затоплено огромное количество полей. Урожай с них убирать не будут.
С начала паводка в затопленных районах запретили охоту. Связано это с тем, что из-за наводнения дикие животные покидают леса и выходят к людям. А некоторые, ожидающие сход воды на бугорках, находятся в уязвимом положении. Отстрел таких животных запрещен, а за нарушение полагается уголовная ответственность. Кроме того, в регионе действует «горячая линия», куда жители могут позвонить и оставить информацию о находящемся в беде животном.
— Но если честно, звонили мало. Однажды позвонили из Константиновского района: «Что делать? У нас в поселок забежала косуля...» — мы посоветовали не трогать животное, через несколько часов оно ушло само.
Похожая ситуация и в Хабаровском крае. Здесь тоже большинство крупных обитателей поймы реки Амур ушли в тайгу. И это для них даже плюс.
— Раньше на пойме животных караулили браконьеры, тайга же считается труднодоступной территорией. Поэтому число отстрела животных браконьерами должно снизиться в разы, — пояснил «МК» Олег Гунин, замначальника отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Минприроды Хабаровского края.
А вот бурому медведю, который приходил полакомиться рыбой к пойме Амура, придется сесть на диету. Корма станет меньше, из-за чего есть риск, что косолапый отправится в поселки.
Зато амурскому тигру, которого на здешних территориях насчитали 75 особей, наводнение даже на руку. То есть на лапу.
— Его охотничьи угодья — это тайга. Сейчас, когда зверь пришел в леса, для него настали хорошие времена, — пояснил Гунин.
МЕЖДУ ТЕМ
В среду в СМИ начали появляться сообщения о катастрофе в Комсомольске-на-Амуре, произошедшей после прорыва дамбы.
— Вода начала просачиваться через временные водозаградительные сооружения (временную дамбу. — Ред.). Ничего страшного не произошло. Сейчас ведутся восстановительные работы, — сообщил «МК» представитель местного управления МЧС.
По данным на утро среды, 4 сентября, уровень воды в Амуре превысил норму на 8,3 метра. В Хабаровске — на 8,1 метра. В среднем вода прибавляет 8—13 сантиметров в сутки. Однако метеорологи успокаивают: пик наводнения достигнут, и уже завтра вода в Хабаровском крае пойдет на убыль.